Церковное имя
Св. Дамасий
(Дамас) I
Светское имя
-
Годы понтификата
1.X.366 – 11.XII.384
Место рождения
и происхождение
Рим или Эгитания
(Лузитания, совр.
Португалия), вероятно
испанское происхождение
Св. Дамас I родился в 304 году, вероятнее всего в Риме, но существует версия, что он родился в Лузитании (совр. Португалия). С раннего детства жил в Риме. Согласно «Liber Pontificalis», предки Дамаса были родом из Испании, а его родители получили римское гражданство. Отец св. Дамаса, Антоний был диаконом, вероятно в Галисии (совр. Испания). Имя его матери – Лауренция, – стало известно в конце XIX в. У Дамаса также была младшая сестра, которую звали Ирина.
Понтификат Дамаса начался со схизмы антипапы Урсина, которого поддержала часть римлян, в свое время поддерживавших антипапу Феликса II против Папы Либерия. Схизма вызвала народные волнения и кровавые уличные беспорядки, которые продолжались три дня.
1 октября в Латеранской базилике состоялось рукоположение Дамаса в Римские Епископы. Вскоре префект Рима Вивенций выслал из города антипапу Урсина вместе с диаконами Амантием и Лупом, однако оставшиеся семь пресвитеров и верные Урсину миряне продолжали собираться на богослужения. Папа Дамас добился ареста схизматиков и их высылки из Рима. Но сторонники Урсина освободили пресвитеров и укрылись в базилике Либерия, ставшей до конца 367 г. оплотом схизматиков. В 367 г. император Валентиниан I признал законными права Папы Дамаса на Римский престол. 15 сентября того же года Урсин с разрешения императора возвратился в Рим, что стало причиной новой вспышки борьбы. 16 ноября Валентиниан приказал вновь сослать Урсина в Галлию, а через некоторое время и его приверженцев. В 368 г. на Соборе в Риме Дамас пытался добиться осуждения Урсина, однако участники Собора отказались осудить того заочно (Collectio Avellana, N 1. 13).
Папа Дамас принимал активное участие в богословских дискуссиях, отстаивая вероучение I Никейского Собора и выступая против арианства. С этой целью, он трижды созывал в Риме Соборы: в 368, 371 и 377 годах. Святой Дамас выступал также против аполлинаризма и присциллианства.
К арбитражу Римского Епископа прибегали в сложных ситуациях и другие иерархи. Папа Дамас разослал предписание, запрещающее рукополагать епископов без согласия Рима. Впоследствии оно было им дополнено, а затем подтверждено Папой Сирицием: рукоположение епископа считалось действительным лишь при согласии Римской Церкви, по его совершении епископы обязаны были явиться в Рим для получения паллия.
Папа Дамас создал первый викариат (Фессалоникийский), где викарий, обладавший достоинством митрополита, управлял от имени Папы. Дамас вел переписку со многими епископами, пользуясь авторитетом, как на Западе, так и на Востоке, к нему обращался в частности св. Василий Великий. Дамас первым ввел понятие «Апостольский Престол» по отношению к Римской кафедре.
При св. Дамасе появились зачатки папской канцелярии, где подготавливались нормативные постановления Римского Епископа – декреталии. Как особый вид документов, исходящих от лица Римских Епископов, декреталии получили распространение при Папе Сириции, но, по мнению некоторых исследователей, эта практика была инициирована Дамасом.
По свидетельству Папы Иннокентия III (1198-1216) и хрониста Радульфа Глабера (985-1047), св. Дамас первым начал возглашать во время литургии Никейский Символ веры. Им были введены в литургическую практику покаянный чин «Confiteor» и пение аллилуиария на Литургии во время пасхальных богослужений.
Папа Дамас придавал большое значение почитанию и прославлению памяти св. апостолов Петра и Павла; при нём велись реставрационные и строительные работы в базилике Св. Петра на Ватиканском холме. Кроме того, он приступил к реставрации и реконструкции римских катакомб: приказал расширить проходы между ранними христианскими захоронениями, построить лестничные марши, прорубить световые шахты и провести вентиляцию. С именем Папы Дамаса связывают строительство базилики Св. Себастьяна над системой катакомб, расположенных по Аппиевой дороге.
Высокообразованный интеллектуал, св. Дамас занимался археологией и экзегетикой, изучал римские архивы и создал первую библиотеку Римской Церкви. По настоянию Папы Дамаса, св. Иероним сделал новый перевод на латинский язык большинства книг Ветхого Завета и исправил перевод Нового Завета, в результате чего появился текст «Вульгаты». Кроме того Папа Дамас был поэтом, и его имя стоит у истоков христианской поэзии. Он составил стихотворный путеводитель по катакомбам в виде элогий, стихотворных эпитафий, выгравированных на мраморных досках и помещенных на восстановленном Дамасом кладбище в катакомбах Св. Каликста («дамасианские инскрипции»).
Догматические послания и деятельность против различных ересей принесли Папе Дамасу известность авторитетного богослова-догматика. Его высказывания впоследствии цитировались Святыми Отцами в сочинениях и на Соборах, в частности на Антиохийском Соборе 379 г., а также на III и V Вселенских Соборах (см.: ACO. Vol. 1. Pt. 1/3. P. 41-42; Vol. 4. Pt. 2. P. 104, 167; Arnobius Junior, Conflictus de Deo Trino et Uno. II 13, 32 // PL. 53. Col. 239-322; Theodoret, Eranist. 238. 24-29).
В тринитарном учении Папа Дамас, с одной стороны, сохраняет неизменной веру Никейского Собора, а с другой – развивает учение Собора о единосущности Отца и Сына, добавляя к этому и догмат о Святом Духе (Ep. 2, 4; Explanatio fidei и др.). При этом св. Дамас настаивает на том, что Святой Дух есть не только Дух Отца и не только Дух Сына, но «Дух Отца и Сына» (Patris et Filii Spiritus – Explanatio fidei 1), тем самым утверждая одно из тех догматических положений, которое впоследствии легло в основу учения о Filioque. Папа Дамас утверждает, что вера во Святую Троицу (Trinitas) совершенно необходима для нашего спасения (Ep. 4. 24).
В изложении христологического догмата Папа Дамас придерживался христологической схемы «Слово – человек» (см.: Grillmeier, 1975. P. 350). Дамас отмечает, что суть первородного греха и гибели всего человека заключалась в человеческом уме, который первый согрешил, а если бы не согрешил, то человек не подвергся бы смерти. Значит, для спасения человека Бог в первую очередь должен был воспринять человеческий ум (Ep. 2. 2). Итак, Слово Божие и Сын Божий не просто обитал в бездушном и неразумном человеческом теле, но воспринял и спас как человеческое тело, так и разумную душу (intelligibilem animam – Ep. 4. 7). При этом не произошло какого-то осквернения Божества, поскольку Он воспринял «всего нашего ветхого человека без греха» (sine peccato). Это последнее замечание очень важно, ведь если мы признаём, что Сын Божий воспринял человеческое тело, то это вовсе не означает, что вместе с ним Он унаследовал его пороки и страсти; точно так же, если мы признаём, что Он воспринял человеческую душу и ум, то это вовсе не означает, что Ему были присущи греховные человеческие помыслы и желания (Ep. 3). Вместе с тем, по мнению Папы Дамаса, наличие во Христе разумной души не привело к появлению какого-то иного лица, иного сына наряду с Сыном Божиим, но следует исповедовать одного и Того же Сына Божия и до воплощения, и после него (Ep. 3; 4. 6). Согласно Дамасу, две природы во Христе после соединения остаются вечно нераздельными, так что и ныне Он восседает одесную Отца в той плоти, которую воспринял, и в конце явится в ней судить живых и мертвых. При этом Дамас замечает, что две природы не смешиваются и сохраняют свои свойства и после соединения, так что крестные муки претерпел не Бог, а плоть вместе с душой, которые Он воспринял, облекшись в «образ раба» (Ep. 4. 14-15). Вместе с тем Папа Дамас еще не пытается обнаружить какого-либо основание единства двух природ во Христе (см.: Grillmeier, 1975. P. 350).
По мнению св. Дамаса, спасение всего человека и освобождение его от всякого греха произошли не столько благодаря воплощению Сына Божия, сколько благодаря Его страданию (per passionem), которым Он совершил полнейшее спасение человеческого рода (Ep. 7). Выработанные Папой Дамасом авторитетные христологические формулы нередко использовались в ходе последующих христологических споров V-VII вв. (см.: Kelly, 1968. P. 295-296; Grillmeier, 1975. P. 351).
В истории экклезиологической мысли Папа Дамас известен тем, что одним из первых Римских Епископов попытался обосновать учение о примате Римской кафедры, т. е. о том, что уникальное положение и авторитет, данные Христом апостолу Петру, принадлежат и Римским Папам, которые наследуют ему как Епископу Рима (см.: Kelly. 1968. P. 419-420). Учение св. Дамаса представлено в 3-ей главе «Изложения веры: «Хотя Вселенская Церковь распространена по всему миру, словно единый брачный чертог Христов, но святая Римская Церковь, [как ясно] из немалых соборных постановлений, превознесена над другими Церквами (caeteris Ecclesiis praelata est) и получила первенство (primatum) от евангельских слов Самого Господа и Спасителя нашего: «ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16 18-19). [С Римом] также связан Блаженный апостол Павел, избранный сосуд, который не в другое время, как измышляют еретики, но в то же самое, в один и тот же день принял славную смерть вместе с Петром в городе Риме, – претерпев мучение, он получил [мученический] венец при императоре Нероне. Они вместе освятили Господу Иисусу Христу эту Римскую Церковь, которую своим присутствием и досточтимым триумфом превознесли над всеми остальными [Церквами] по всему миру. Итак, первый престол апостола Петра (prima Petri Apostoli Sedes) – это Римская Церковь, не имеющая «пятна, или порока, или чего-либо подобного» (Еф 5, 27)».
«Из Рима, Апостольского Престола (Apostolica Sedes), для всех епископов исходит не только авторитет власти, но и авторитет веры: «Апостольская дисциплина требует, чтобы у всех кафолических епископов было одно исповедание; а если есть одна вера, должно быть и одно предание; а если есть одно предание, во всех Церквах должна сохраняться одна дисциплина. И, хотя Церкви основаны в разных областях, но по всему миру именуется как одна Церковь, благодаря единству Вселенской веры» (Ep. 10: Seu canones Synodi Romanorum ad Gallos episcopos. III 9).
Много внимания св. Дамас уделял церковно-каноническим вопросам. Так он проводил четкое различие между клиром (clerici) и мирянами (laici); клир состоит из 3 степеней священнослужителей (ministri): епископов, пресвитеров и диаконов, которые участвуют в совершении Божественных жертвоприношений и руками которых преподается благодать крещения и приготовляется Тело Христово (Ibid. II 5-6). Епископов и пресвитеров Дамас также называет священниками (sacerdotes), приносящими Богу «духовные жертвы» (spiritalia sacrificia) и совершающими «небесное служение» (officium coeleste – Ibid. II 6). Они должны быть примером для церковного народа в нравственности и добродетелях; быть целомудренными и соблюдать плотское воздержание (continentiam corporalem servare), даже если они женаты (Ibid. II 5). Епископы должны рукополагаться из числа клириков, т. е. из числа людей испытанных (Ibid. V 15). Клирики, отстраненные от служения своим епископом, не могут переходить в другую церковь и не должны допускаться там до церковного общения даже в качестве мирян (Ibid. VI 17). Святой Дамас упоминает и о служении девственниц (virgines), которые публично объявляли о своем решении сохранить целомудрие и венчаться Христу (velari Christo); в знак этого они после молитвы священника получали «покров благословения» (benedictionis velamen – Ibid. I 3).
Святой Дамас был похоронен в церкви при кладбище Свв. Марка и Марцеллина, неподалеку от места захоронения его сестры и матери. Затем его прах был перенесен в римскую церковь Св. Лаврентия (ныне Сан Лоренцо ин Дамазо).
Память Папы Дамаса в Католической Церкви – 11 декабря.
Вадим Пархоменко
.