Церковное имя
Либерий
Светское имя
-
Годы понтификата
17.V.352 – 24.IX.366
Место рождения
и происхождение
Римлянин
До избрания на Апостольский Престол – диакон Римской Церкви. С восшествием на императорский престол в 337 году убежденного арианина Констанция II, ариане, противники I Никейского Собора, получили широкую государственную поддержку. Однако чтобы сделать арианство государственной религией, императору Констанцию требовалась поддержка Папы Римского. Либерий же отказался осудить Никейский символ веры и выступил в поддержку отстаивающего католическое вероучение св. Афанасия Великого, который был смещен арианами с александрийской кафедры. За противостояние императору и защиту истинной веры, Папа Либерий был отправлен Констанцием в ссылку, где претерпел множество унижений. В то же время многие епископы приняли сторону императора, выступив против Папы Либерия и св. Афанасия, и поддержав тем самым арианскую ересь. Так ариане сделались хозяевами положения, получив полный контроль над Римом, а император Констанций фактически назначил Римским Епископом толерантного к ним антипапу Феликса II (который, однако, долгое время считался законным Папой, вследствие путаницы с мучеником Феликсом, поэтому изображение Феликса II присутствует в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, наряду с другими законными Папами).
Тем не менее, народ Рима отверг Феликса II, требуя от императора вернуть Либерия в качестве легитимного Епископа Рима, о чём сообщают Феодорит Кирский («Historia ecclesiatica» 2, 17) и Сократ Схоластик («Historia ecclesiatica» 2, 37). Осознав, что народ не принимает Феликса II, император Констанций в 357 году распорядился вернуть из изгнания Либерия, что было встречено народным ликованием.
Поначалу Констанций II пытался, чтобы Либерий и Феликс правили Церковью совместно, однако, подобного двоевластия не принял ни народ, ни священство. В результате чего, Феликс полностью передал Папский престол Либерию.
Иларий Пиктавийский сообщает, что под угрозой казни, Либерий всё же уступил императору, подписав вероисповедную формулу Сирмийского собора, кроме того он приводит 4 послания Либерия. Но подлинность этих посланий не вполне достоверна, к тому же из рассказа Илария следует, что Либерий подписал формулу Сирмийского собора 351 года, которая в принципе не противоречит Никейскому вероучению, а не формулу одноименного собора 357 года, содержащую арианскую ересь.
Доказательством этого служат приведенные Иларием имена составителей формулы, подписанной Либерием, среди которых много восточных епископов, тогда как на соборе 357 года присутствовали только западные епископы; к тому же Иларий упоминает среди них Феодора Гераклейского, умершего до 357 года. Иларий также сообщает о том, что под давлением ариан Либерий отлучил св. Афанасия Великого. Об этом пишет и сам св. Афанасий, при этом указывая на смелую защиту Либерием Никейского вероучения и самого св. Афанасия перед императором Констанцием, добавляя, что «заключенный Либерий через два года занемог, и, боясь смерти, которой ему угрожали, поставил свою подпись…» («Historia Arianorum ad monachos» 41).
Сохранилось два письма Либерия, написанные после возвращения в Рим, в которых он выступает активным сторонником Никейского собора.
В 366 году Либерий допустил возвращение в Церковь наиболее умеренных сторонников ариан. В том же году он скончался и был похоронен в римских катакомбах св. Присциллы.
В Мартирологе Иеронима (V век) память Либерия – 23 сентября, но в более поздних календарях Западной Церкви она не встречается, что стало следствием получившего распространение в VI веке памфлета «Gesta Liberii», в котором он изображен не только отступником и сторонником ариан, но даже преследовавшим христиан, исповедовавших истинное учение. Однако представить Либерия сторонником Ария пытались, прежде всего, сами ариане, чтобы обосновать свою ересь Папским авторитетом.
Вопрос о степени виновности Либерия так и остался нерешенным ввиду противоречий в источниках, и его колебаний по отношению к арианам, что не позволило сделать вывода о его святости. Вследствие чего, Либерий стал первым Папой, который не почитается как святой на Западе, хотя на Востоке его почитание сохранилось.
Помимо арианского кризиса в Церкви, период понтификата Папы Либерия отмечен строительством одной из четырех главных базилик Рима, базилики Санта-Мария-Маджоре, с основанием которой связана интересная легенда. В одну из летних ночей 352 года богатому римскому патрицию Иоанну явилась во сне Божья Матерь и приказала построить церковь на том месте, где завтра выпадет снег. На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине, там, где теперь стоит базилика, лежал снег. Папа Либерий исполнил пожелание Богоматери и велел начать строительство церкви.
Вадим Пархоменко
.