Альдо Тренто, священник, руководящий клиникой паллиативной помощи и сопровождавший 1490 неизлечимо больных: «Достойно умереть – значит сказать последнее «да» Богу»



Альдо Тренто принимает терминально больных: 76 % его пациентов с 2004 года скончались.
 
Приходская пролайф-группа, обеспокоенная развязкой дела Чарли Гарда (Charlie Gard), написала итальянскому священнику Альдо Тренто (AldoTrento), возглавляющему «Дом Божьего Провидения» в Асунсьоне (Парагвай) письмо с просьбой о наставлении в сложившейся ситуации. Письмо и ответ на него были опубликованы изданием Tempi:
 
 
Письмо
 
Дорогой отец Альдо:
 
«Случай» маленького Чарли Гарда оставил в нас чувство бессилия перед титанической силой зла. Мы не можем принять того, что смерть побеждает в битве с жизнью; что человек, со своей люциферской гордыней, присваивает себе право принимать решение о жизни другого. Так произошло с абортами, эвтаназией, а теперь и с Чарли. Что можем сделать мы, небольшая группа людей, которая участвует в движении за жизнь в нашем приходе? Мы читали, что Вы ответили на эту проблему созданием больницы, где содержатся терминально больные, которым помогают умереть по-человечески, согласуя медицинскую науку с «терапией любовью», дав ответ тем, кто любит больше смерть, чем жизнь.
 
 
 
Ответ 
 
«Mors et vita duello conflixere mirando: Dux vitæ mortuus, regnat vivus». Так мы поём каждый год в день Пасхи Господней: «С жизнью смерть сразилась в борении дивном; мертв Живый, но мертвым жизнь дарует». Думаю, что эти слова красноречиво выражают смысл существования клиники для неизлечимо больных имени Слуги Божьего о. Джуссани.
 
Всё началось 1 мая 2004 года, когда я встретил в лачуге молодую мать четверых детей: она была жива, но лежала на полу из-за редкой болезни нервной системы. Ей помогали ее соседи и младшая дочь: трое остальных детей были изъяты из семьи по решению суда по делам несовершеннолетних. Ее звали Лаура. Я решил отвезти ее в приход. В тот первый год умерло 57 больных. Все они жили до этого одни, брошенные и отвергнутые; но все умирали как короли, унося с собой прекрасную историю святости, поскольку все они умирали в мире с Богом.
 
Фактически, святой это не тот, кто одержал победу в девяносто девяти битвах своей жизни, а тот, кто, даже если проиграл их все, но побеждает в последней: делающей его свободным от зла. Эта битва выигрывается тогда, когда человеческая свобода примиряется с Богом и полностью подчиняется Его воле. Победитель это человек, принимающий смерть и боль как ласку Отца, Который, не желая терять ни одного из своих детей, использует любое средство, чтобы пробудить их, чтобы они узнали Его бесконечную любовь, признали свою духовную нужду, и попросили прощения.
 
Для всех наших друзей, которые оставили нас, рак или СПИД были не несчастьем, а рассветом нового дня, наполненного солнцем. Они умерли с улыбкой Милосердия на губах, словно заверяя нас в том, что уже находятся в объятиях Бога.
 
 
Уверенность в поиске сути
 
Для нас, живущих в клинике, смерть это не «уродливая сводная сестра», а красивая родная сестра. День смерти – это момент, когда мы доверяем нашего друга или подругу Господу жизни; это праздничный день, потому что это триумф жизни. Боль сопровождает нас, потому что мы люди, но радостная уверенность в том, что Христос воскрес и живет – это уверенность, с которой мы закрываем глаза покидающих нас друзей. Вот почему мы всегда прощаемся с ними с помощью Таинств и благословения, и, как только их душа покидает свое хрупкое тело (чистое и подготовленное, как невеста или жених к свадьбе), мы служим для них Святую Мессу в часовне клиники.
 
11 июля 2015 года во время своего визита в Парагвай Папа Франциск совершил внеплановый визит в клинику Божьего Провидения, возглавляемую Альдо Тренто.
 
Здесь человек умирает достойно, хорошо умирает, получая все дары, которые дает ему сама Церковь: присутствие врачей, медсестер, добровольцев, священников. Но, прежде всего: наличие Таинств: «Отче, жизнь моя была грязью, но вот я в преддверии Рая».
 
Когда-то смерть пугала меня, и даже сегодня мне трудно ее принять. Тем не менее, сейчас я вижу ее болезненным, но не трагичным, прощанием со всем, что я люблю больше всего, в уверенности в том, что найду суть, то единственное, к  чему мое сердце, с тех пор как у меня есть разум, всегда стремилось и чего желало. Этот час придет и для меня, и я надеюсь также получить благодать, которую обрели мои братья, сопровождаемые своими друзьями из «Дома Божьего Провидения Дона Луиджи Джуссани» и мной, прощавшиеся с жизнью с Божьей улыбкой на губах.
 
Для всех нас, живущих этим опытом, было трогательно видеть, как наши умирающие братья прощаются с жизнью в этом мире, который, не поддерживая жизни, цензурирует смерть забвением, или же прекращает саму жизнь с сатанинской гордыней и решительностью. Эвтаназия – не означает достойной смерти, это отчаянное и прометеевское положение того, кто, не признавая Бога единственным Творцом жизни, стремится, подобно Люциферу стать окончательным судьей собственной жизни, что никогда не удастся ни одному человеку. Достоинство смерти совпадает с окончательным «да» со стороны человеческой свободы. «Я здесь, Господи, чтобы исполнять Твою волю». В этой отдачи себя Ему заключается всё достоинство того, кто живет и того, кто умирает.
 
С 1 мая 2004 года мы приняли 1957 больных, из которых проводили в последний путь 1490.
 
Перевод на испанский: Элена Фачча Серрано (Helena Faccia Serrano)
 
По материалам: Religión en Libertad