К вопросу о взятках

Взяточничество широко распространено во многих странах. К сожалению, приходится признать, что с этим явлением мы сталкиваемся чуть ли не каждый день, и порой нам трудно даже сказать однозначно, как нам следует к нему относиться. В этой статье мне хотелось бы представить, что говорят по этому поводу некоторые серьезные католические специалисты в нравственном богословии.

Начнем с парочки мыслей, которые можно отнести не только к взяткам, но и ко всему, что как-то связано с вопросами этики и морали. Кое-кому хотелось бы иметь под рукой книгу, которая описывала бы все возможные случаи коррупции и предлагала бы верные нравственные решения, которые нужно принимать в подобных ситуациях. Но такой книги нет и никогда не будет, потому что каждый человек – это целый мир или, иными словами, на каждого влияет комплекс обстоятельств, который не повторяется ни в ком ином, а потому, что приемлемо для одного, неприемлемо для другого. И даже более того: решение, которое сегодня кому-то кажется правильным, несколько лет спустя при других обстоятельствах ему же может показаться ошибочным.

Конечно, есть вопросы, на которые все должны отвечать одинаково: например, ни в коем случае нельзя убить невинного, нельзя истязать и незаконно лишать свободы и т.д. Но для большинства этических проблем нет однозначного решения, и одной из таких проблем является взяточничество.

Как и в случае многих других этических проблем, для того, чтобы принимать верные решения, нужно надлежаще воспитывать собственную совесть. Кроме того, очень полезно также советоваться с другим человеком, потому что, как говорится, «никто не бывает хорошим судьей себе самому», т.е., когда дело касается нас лично, мы не в состоянии оценить ситуацию вполне объективно. Но было бы серьезной ошибкой обращаться к людям, от которых нельзя ждать объективности: всегда можно найти кого-то, кто скажет именно то, что нам хотелось бы слышать, но это не тот путь, который должен выбирать человек, желающий быть честным с самим собой.

А теперь, что касается конкретно темы взяток, нужно иметь в виду следующее:

‑ зачастую, хотя и не всегда, дача или получение взятки наносят несправедливый ущерб третьим лицам (например, когда речь идет о победе в публичном конкурсе);
‑ они вредят и обществу, подтачивая доверие и взаимную лояльность в профессиональных отношениях, уважение к честности, дух служения, трудолюбие, усердие и т.д.
Тот, кто вымогает или просто принимает взятку, всегда поступает неправедно. Тот, кто предлагает взятку без какого-либо явного или скрытого намека на нее, искушает другого поступить неправедно и потому совершает грех. Даже если цель, к которой он стремится, сама по себе вполне законна (например, получить контракт или какой-нибудь документ), используемое средство с объективной точки зрения неприемлемо. Если же при этом он еще и наносит вред другим, то тем самым совершает второй грех. Подобные случаи подобны воровству: в случае подлинного раскаяния давший взятку должен компенсировать нанесенный вред.

Иначе выглядит ситуация с человеком, который действует под давлением: например, подрядчик, от которого чиновник требует «откат» за подписание контракта на выполнение работ именно с ним. Он не предлагает взятку, а ее у него вымогают (открыто или завуалировано). Если ему обязательно нужно получить этот подряд и нет иного выхода и если при этом он не вредит третьему лицу, такой подрядчик может дать «на лапу», но так, чтобы не ввести в соблазн других: т.е. должен объяснить всем, кто узнает об этом (в том числе и взяточнику), что поступает так исключительно по необходимости, что не он предлагал деньги, а у него потребовали, и что ему нужно было получить подряд во благо фирмы. И, конечно же, он должен помнить о законах страны, которые, как правило, карают за подобное поведение.

И здесь мы должны снова повторить уже сказанное выше: подрядчик должен посоветоваться с честным и разбирающимся в данной сфере человеком, чтобы тот подсказал ему, на лицо ли все условия, необходимые для того, чтобы дача взятки стала позволительной. Я воспользовался здесь примером подрядчика, но то же касается любого гражданина, которому необходимо получить какое-то позволение, и многих других случаев.

Как уже говорилось, предложение взятки всегда недопустимо. Например, непозволительно давать «на лапу», чтобы сократить сроки, которых обычно занимают бюрократические формальности, не стоять в очереди или избежать мороки, связанной с хождением по инстанциям.

Подводя итоги всего сказанного, следует отметить, что ни в коем случае не позволительно предлагать или брать взятку и что в некоторых крайних ситуациях позволительно ее давать, но лишь при соблюдении всех вышеизложенных условий. Но самая важная мысль, которую мне хотелось бы донести до вас, такова: во многих других случаях христианин должен помнить, что его конечная цель находится не на земле и не состоит в победе или получении прибыли, и решительно противостоять явлению коррупции, даже если из-за этого ему придется претерпеть какую-то несправедливость. Ведь очевидно, что изменение общества, которого мы желаем, требует усилий: глупо было бы мечтать о более справедливом мире и при этом полагать, что он возникнет сам собой, как плесень на черством хлебе.

Кто-нибудь скажет: «Но я не могу изменить мир». Специально для тех, кто думает так, приведу несколько слов св. Хосемарии Эскривы: «Самая великая революция в истории человечества произойдет в тот день, когда все христиане мира начнут жить как настоящие христиане». И к этому хотелось бы добавить: Бог не ждет, что ты изменишь мир; Он ждет лишь, что ты изменишь самого себя! И тогда мир станет лучше.

 

 

о. Карлос Лаоз