Мысли о свободе

Порой можно услышать, что между человеком и животными не так уж много разницы, что человек – это такое же животное, пусть даже с более развитым мозгом, но все-таки, в конце концов, животное. Все – простое следствие эволюции. Между людьми и животными нет существенного различия. Мне хотелось бы сказать несколько слов по этому поводу.

По сравнению с животными у человека при рождении слишком уж мало полезных для выживания качеств. Он очень долго нуждается в посторонней помощи: не может ходить прямо и находить для себя пищу, нуждается в одежде и защите от животных… Одним словом, на протяжении нескольких лет он полностью зависит от других. И даже потом, достигнув зрелости, он все же сильно уступает большинству животных в физической силе, скорости, способностях зрения, слуха и обоняния.
Отличия между человеком и обезьяной на генетическом уровне минимальны: не достигают и 2%. Но разница в образе жизни просто огромна. Обезьяна прыгает с дерева на землю, а человек – от земли к звездам.

Существенная разница между людьми и животными заключается не в строении тела и в каких-то органах, которые есть только у человека. Скорее наоборот: у некоторых животных есть органы, которых нет у нас: крылья, плавники, когти… Но у человека есть разум и воля – средства, позволяющие ему достичь намного большего. Однако, если разница состоит только в том, что леопард, пользуясь своими лапами, способен пробегать 120 километров в час, а человек, пользуясь своим интеллектом, пролетает до 900 километров в час, то можно было бы согласиться с тем, что люди не так уж сильно отличаются от животных. Но в действительности все иначе: человек благодаря его уму и воле является свободным существом. Он способен добровольно пожертвовать своей жизнь за другого (как, например, св. Максимилиана Кольбе) или объявить голодовку и умереть за собственные идеалы (животные на это неспособны, так как следуют инстинктам). Свобода – вот существенная разница между людьми и животными, так что стоит поразмыслить над ней.

Человек – единственное свободное существо; он сильнее своих инстинктов и обстоятельств. Однако, его свобода не абсолютна: он решает сделать то или иное, но не контролирует последствия своих действий. Например, если передо мной стоит вкусный торт, я могу решить, есть его или не есть. Но последствия съедения торта (ожирение) не зависят от меня. Если я все же решаю съесть его и при этом не хочу растолстеть, то могу решить также сделать затем что-то предотвращающее ожирение: например, физические упражнения для похудения (результат которых также не зависит от меня). Стоит добавить еще кое-что: я могу обманывать других и говорить, что не ел торт, но, если в действительности я его съел, то мое тело набирает вес: т.е. можно обмануть всех, кроме одного – свое собственное тело обмануть нельзя. Правда находит себе путь, даже если никто не видит этого. Она открывается сама собой: если я съем торт, то потолстею.

То же относится ко всем нашим поступкам. Мы решаем, совершать их или нет, но последствия уже вписаны в сами поступки: кушать значит толстеть, делать физические упражнения значит худеть, спать значит отдыхать, бежать значит уставать.

И то же происходит в человеке на другом уровне: на уровне души. Каждый раз, когда я совершаю дурной поступок, даже если никто меня не видит и даже если никто не знает, такой поступок влечет за собой «ожирение» моей души. Затем я могу сделать доброе дело, чтобы нивелировать этот эффект, например, дать милостыню, и тогда моя душа «худеет». Другими словами, я волен грешить или не грешить, но не могу грешить, не вредя своей душе, т.е. не вредя себе самому. И не важно, видит ли кто-то мой грех и знает ли о нем: моя душа его «видит». Мой грех автоматически вредит моей душе, правда открывается сама собой.

Каждый раз, совершая грех, человек ухудшает свое положение. Я могу украсть 1000 долларов и думать, что тем самым улучшаю мое положение: теперь у меня есть на 1000 долларов больше, чем раньше. Но правда в том, что я сделал себе хуже: да, у меня есть на 1000 долларов больше, чем раньше, но я потерял «часть» своей души, а эта «часть» моей души стоит больше, чем 1000 долларов.

В этом месте мы могли бы решить, что Бог – это тиран, потому что создал нас такими, что мы не можем уйти от наказания: поступая дурно, я каждый раз тем самым врежу себе. Однако, советую никогда не думать о Боге плохо, а задуматься над таким аргументом: если добрый и мудрый Бог создал нас такими, то потому, что это лучший из вариантов. Да, всякий раз, совершая зло, я тем самым врежу себе, но в то же время, всякий раз, творя добро, я приношу пользу себе. Посмотрим на альтернативы, которых только две: Бог мог создать существ, которые когда творили бы добрые дела, в них не оставалось бы никакого следа; а еще Бог мог бы создать существ, которые творили бы добрые дела, и эти дела оставляли бы в них злые следы.

Творя добрые дела, не оставляющие во мне следа, я не смог бы самосовершенствоваться, становиться лучше, развиваться: я был бы замкнутым в себе, законченным творением, т.е. чем-то вроде камня или дерева.

Добрые дела, делающие меня хуже, были бы проклятием: уж лучше ничего не делать. И тогда мне следовало бы завидовать дереву или камню.
Бог мудр и создал нас «открытыми» с возможностью для роста. Он дал нам средство идти вперед: свободу. В этом смысле католическое вероучение – это вероучение эволюционное, но подразумевающее не только тело, а всего человека. Бог создал нас, дал нам начало, а потом предоставил каждому возможность стать великаном.

 

 

о. Карлос Лаоз