Видеть полную картину

В сфере этики и морали мы зачастую допускаем самые большие ошибки по одной очень простой причине, хотя и могли бы избежать их, если бы только немного задумались. Я имею в виду ошибки, которые мы совершаем, высказывая оценочные суждения о человеческом поведении. Например, столкнувшись с трагической

ситуацией юной особы, ждущей нежеланного ребенка, некоторые люди вполне-таки доброй воли при виде слез будущей матери одобряют аборт. Или, встретив семью с неизлечимо больным членом, в этом особенном случае соглашаются с эвтаназией. Либо, констатируя снижение числа католиков в той или иной стране, высказываются за приспособление католического вероучения к пожеланиям некоторых. Супружеская пара без детей грезит хотя бы об одном ребенке, но это так и остается лишь величайшей мечтой их жизни, потому что, несмотря на многие годы, проведенные вместе, ребенок не появляется: могут ли они прибегнуть к искусственному оплодотворению?

Нас окружают в большинстве своем хорошие люди, желающие творить добро в том мире, в котором мы живем. Однако, они часто ошибаются в оценках и вследствие этих ошибок вместо добра творят зло, и общество становится все хуже и хуже. В этой статье мне хотелось бы изложить две центральные мысли. Надеюсь, что они будут нам полезны в двух вещах: с одной стороны, самим избегать ошибок при оценке конкретных ситуаций, с другой, помогать этим добрым людям избегать ошибок, показав им всю суть вопроса. Так мы вместе построим более справедливое и солидарное общество.
 
Первая центральная мысль состоит в том, что, дабы делать добро, не достаточно просто хотеть этого. Например, я спокойно иду по городу и становлюсь свидетелем аварии: автомобиль сбивает пешехода. Я хватаюсь руками за голову, волнуюсь и бегу, чтобы увидеть, что можно сделать. Хочу помочь человеку, лежащему на земле. Хочу сделать добро. Но, если я – не врач, т.е. если у меня нет специальных познаний в медицине, лучшее, что я могу сделать, это просто ничего не делать: просто позвонить кому-то, у кого есть такие познания. Т.е. единственное, что я могу сделать, это вызвать скорую помощь или врача.
 
Если я берусь за дело без познаний и пытаюсь помочь раненому, то при всем желании сделать добро я могу нанести ему непоправимый вред, что прекрасно всем известно.
 
То же касается и нравственной сферы: недостаточно просто первого порыва, эмоций. Нужно хорошо изучить вопрос или обратиться за советом к эксперту.
 
Вторая центральная мысль, причем более важная, хотя и второочередная, состоит в том, что, дабы творить добро, нужно видеть всю картину, а не одну лишь ее часть. Приведу несколько примеров, чтобы проиллюстрировать это.
 
Когда дьявол искушает Иисуса и предлагает ему броситься вниз с крыла храма, «ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею», Иисус видит картину в целом, потому что знает, что эти слова действительно написаны в Псалме 90, 11-12, но они – не единственное, что написано в Библии. В книги Второзаконии 6, 16 есть также слова, которыми Иисус как раз-таки и отвечает: «написано также: не искушай Господа Бога твоего».
 
Отрезать руку человеку обычно значит нанести ему огромный вред. Но, если эта рука поражена гангреной, и сохранить ее уже нельзя, то ампутация – это единственный способ спасти ее владельцу жизнь, а потому является великим благом.
Уволить механика, у которого жена и четверо детей и который халатно следит за состоянием самолетов, может быть неприятно и для его шефа, и для самого механика, но было бы хуже, если бы из-за нерадения последнего рухнул борт, полный людей.
 
Говоря о последнем случае, мне хотелось бы кое-что подчеркнуть: обычно люди замечают лишь то, что шеф уволил механика, отца семейства, но никто не думает о том, что мог упасть самолет, и погибло бы 130 человек: ведь самолет не упал. Но, если самолет не упал, то именно потому, что вовремя уволили механика. Так что полная картина выглядит так: увольнение механика и высокая вероятность того, что рано или поздно произошла бы авиакатастрофа.
 
В случае аборта молодой девушки, с которой начиналась эта статья, никто не вспоминает о ребенке, который так и не родится. Мы видим лишь несчастную девушку, которая плакала, а теперь освободилась от бремени и может заново начать жизнь. Но тот ребенок, который никогда не сможет начать свою жизнь – это тоже часть картины, которую нужно иметь в виду, чтобы лучше оценить целое: сделать аборт или нет (когда у нас бывают сомнения, то Бог подсказывает нам, что лучше, но неплохо и стараться собственным умом понять, почему так лучше).
 
Нечто подобное можно сказать об эвтаназии или искусственном оплодотворении: о темах, которые затрагивались мною в предыдущих статьях. Если мы видим лишь полкартины, то склоняемся к тому, чтобы согласиться с этими явлениями. Но, если посмотреть на картину в целом (например, на множество лишних эмбрионов, которые производятся ради успеха искусственного оплодотворения и которых затем убивают), то мнение будет противоположным.
 
Можно почти с уверенностью сказать, что хорошему отцу когда-то придется наказывать своего ребенка, и именно потому, что он видит полную картину: отец видит счастье ребенка в долгосрочной перспективе, а не в данный конкретный момент. И то же, зачастую, касается общества: молодая мама, возможно, однажды поймет, что, ей сделали добро, запретив совершить убийство собственного ребенка. И дети пожилых родителей пойдут с высоко поднятой головой на похороны своих родителей, когда те умрут естественной смертью.
 
И последний совет: оценивая ту или иную ситуацию, нужно быть осторожными со слезами, текущими по миленьким личикам, потому что они часто заставляют хороших людей ошибаться.
 
В моем рабочем кабинете есть картина с изображением четырех времен года: голые деревья, заснеженные горы, подсолнечные поля и несколько девушек, укрывающихся от солнца под белыми зонтиками. Но большую часть картины от меня закрывает шкаф, поэтому со своего стула я вижу только опавшие листья деревьев.
 
Дорогой читатель, не забывай об этом, подвинься немного и посмотри на полную картину. Именно так поступает Бог, видящий нас даже сквозь шкаф: и судит верно, потому что учитывает все обстоятельства, в том числе то, что человек призван совершить много великого, дела, которые, на первый взгляд, кажутся ему трудными, но которые, если приложит усилия, сможет осуществить.

 

 

о. Карлос Лаоз