Мы приносим свет
людям
Дорогие братья и сестры,
после пережитого всеми нами года Марии в Казахстане, я уверен, что мы все стали «своими» для нашей общей Матери. Нынешнее празднование Рождества приобретет новый смысл. Оно не только приближает нас всё ближе к героям тех событий, но однозначно помогает нам осознать свою миссию на протяжении всей жизни.
Как и в жизни Святого Семейства, так и в «Розарии» нашей жизни случаются моменты и радостные и скорбные, моменты, которыми мы приносим свет людям и моменты, в которые сами нуждаемся лицезреть небесную славу, чтобы не впасть в отчаяние…
Научимся же у Марии сохранять все моменты нашей жизни «в сердце своем». Вот тогда, действительно, всё в нашей жизни будет хорошо. Будем учиться и у Иосифа тому, чтобы в святом и молчаливом исполнении воли Божьи, приобрести то счастье, о котором мечтает каждый человек на земле.
Пусть нынешнее Рождество принесет всем нам Божий мир, радость и любовь в наступающем Новом году!
Ваш во Христе,
† епископ Хосе Луис Мумбиела Сиерра
Епархия Пресвятой Троицы в Алматы
***
CHRISTUS NATUS EST NOBIS, VENITE ADOREMUS
ХРИСТОС РОДИЛСЯ НАМ,
ПРИДИТЕ ПОКЛОНИМСЯ
Дорогие Братья и Сестры!
К Рождественским поздравлениям я хотел бы в этом году пригласить великого святого из Ливана – святого Шарбеля. Этот монах и священник умер 24 декабря 1898 г., накануне Рождества Христова во время Святой Мессы, держа в руках Тело Христово. Иисус рожденный в Вифлееме, родился во время Святой Мессы на алтаре, а св. Шарбель в тот же момент родился для Неба. Пусть святой из Ливана, канонизированный Папой Павлом VI в 1977 г., поможет нам пережить Рождество Христово с большой пользой для нашей души. Пусть вымолит для каждого из нас обилия Божьей благодати, чтобы в нашей повседневной жизни мы были способны приобретать любовь Божию и делиться ею с другими!
Архиепископ Томаш Пэта
Архиепархия Святой Марии в Астане
***
РОЖДЕСТВО
Рождество – одно из великих торжеств Римско-Католической Церкви. Это светлый праздник благодати, радости и надежды.
В нём Господь приходит к каждому человеку под видом новорождённого младенца Иисуса, напоминая о ценности и хрупкости дара жизни, открытости на него в сложных обстоятельствах и ситуациях, и обязанностях его защиты.
В Своем спасительном снисхождении Сын Божий дает нам, христианам, особый знак надежды на постоянное и безвозмездное обновление и освящение этого мира.
Сеянье Божьей Любви пронизывает немеркнущим светом тьму глубокой духовной ночи полной мрака житейских забот, духовных опасностей и противления сил зла.
Пусть в наших сердцах этот свет, зажженный от луча неугасимой Рождественской Вифлеемской звезды, горит с помощью Божьей не только в это прекрасное торжество Рождества Господня, но и в моменты нашей самой темной Вифлеемской ночи.
И пусть слова из Евангелия от Иоанна, что «Господь есть свет, и тьма не объяла Его», будут для нас подкреплением в трудах и испытаниях и сиянием истинной духовной радости.
От лица Атырауской Апостольской Администратуры, поздравляем всех вас дорогие братья и сестры с Великим праздником Рождества. Пусть Бог присутствует в ваших домах и в ваших сердцах и делает вас близкими друг другу.
С Рождеством Христовым!
о. Дариуш Бурас
Апостольский Администратор Атырау
***
Он находится внутри
всего человеческого
На каждое Рождество происходит та же самая Тайна, и всё же каждый год мы призваны проживать ее по-новому. Меня удивляет мысль о том, что Иисус родился во времена великого беспорядка и великой неясности, которые царят и в нашем мире.
Всё было полно трудностей: это странное известие, посланное молодой девушке из Назарета, беременной, но не имевшей каких-либо отношений со своим женихом, жители деревни насмехались над ними, что привело к изоляции этих молодых людей, Марии и Иосифа. Утомляющее путешествие в Вифлеем, восхождения, ямы, пыль. Наконец хлев с животными, неприятный запах, грязные пастухи. Это не было приятной обстановкой!
Именно в таком мире и только для нас, бедных людей, Иисус пришел, чтобы построить Свое жилище, жилище для всех, как пишет Брюс Маршалл в «To Every Man a Penny» (Каждому человеку по монетке): «Они были слабы, и из слабых людей / Бог построил Церковь. / Именно это и есть / поразительная сторона Церкви: / что Святой Дух мог бы / сохранить ее единой, когда Бог / построил ее из таких слабых людей. / Когда слабые люди стояли у своих алтарей, / Бог укреплял Церковь / Своими руками, / для того чтобы она не распалась».
И вот, в этом году я растроган мыслью, что Он находится внутри всего человеческого: наших незавершенных проектов, наших настолько несовершенных отношений. Меня потрясает тот факт, что Бог, Самый чистый, не ставя никаких условий, смешивается с нашим ничтожеством и нашей нищетой. Эта мысль рождает во мне желание обнять всех.
Папа Франциск напоминает всем нам о «смене эпохи», в которой мы живем, когда ценности, порожденные христианством, отделенные от живого присутствия Христа, которое их породило, становятся пустыми формами, не поддерживающими больше христианскую жизнь и человека в целом.
Сегодня ценность личности, солидарности, свободы, работы, возможности жить с надеждой лишены своего источника энергии и больше не поддерживают наш человеческий опыт, потому что с эпохой просвещения мы претендуем на возможность утверждать эти ценности, дающие единство человеческому сосуществованию, отделив их от их источника – Христа.
С каким вызовом мы сталкиваемся?
Христианство может внести свой вклад в жизнь человека и в мир только в том случае, если оно прожито и засвидетельствовано как событие жизни, как захватывающее и конкретное присутствие новой человечности.
Что же разрушилось среди нас, католиков, в передаче веры как живого опыта, который передавался в течение стольких десятилетий во времена преследований при почти полном отсутствии священников и, следовательно, таинств?
Перед лицом секуляризации и глобализации мы не можем тратить время на жалобы, но, как пишет Чарльз Пеги в «Веронике»: «Иисус не потерял Свои три года, не употребил их на то, чтобы стенать и ссылаться на дурное время. Он это остановил. И как просто. Создав христианство».
Со Своим Воплощением Иисус принес в мир милосердный взгляд Отца, и этот взгляд мы призваны проживать на опыте, чтобы иметь возможность смотреть на себя, на людей и на мир, как смотрит Он. Бог стал человеком, для того чтобы мы могли испытать Его воплощенную и бесконечную любовь к нам. Когда невидимое стало видимым, через рождение Иисуса в Вифлееме, мы смогли увидеть Бога-человека, взволнованного перед нашей болью.
Это и есть Бог с нами. Наши братья и сестры нуждаются не столько в вербальном повторении христианской вести, сколько во встрече с людьми, измененными Христом, в которых взгляд нежности и милосердия является плотью их плоти.
Секуляризация рискует проникнуть также и в наше сердце, словно ядерное излучение, и мы можем незаметно отдалиться от христианства, потому что мы больше не проживаем на опыте веру, воплощенную в повседневной реальности, в живых свидетельствах, полных человечности.
Войдя в историю как человек, Тайна покорила нас, порождая в нас непревзойденную притягательность. Это и сегодня остается единственным способом, с помощью которого христианство может вызывать интерес, достигать нужд человека и привлекать его сердце.
Но для того чтобы понять, что на Рождество пришел Тот, кто может залечить наши раны, фундаментально важно признать нашу нищету, нашу нужду быть спасенными.
Иисус не смотрит только лишь на ошибки человека (ср. Закхей или Самарянин), но на глубокое ожидание его сердца; не сводит человека к тому, что он может делать, но видит его жажду полноты и его нужду в смысле, даже когда они похоронены под грудой ошибок.
Когда Иисус творит чудеса (например, умножение хлебов), Он отвечает не только на непосредственную нужду человека, а предлагает самого Себя, как полное удовлетворение голода и жажды человеческого сердца: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин 6, 51).
Тем не менее, необходимо, чтобы Его Присутствие достигало меня сейчас.
Родившийся в Вифлееме, это Дитя, – Бог, Который смотрит на нас с тем же трепетом, с которым мать смотрит на новорождённого ребенка, всё определяется бесконечным желанием счастья. Иисус смотрит на нас, не умаляя нашей ограниченности. Он смотрит на желание, которое плачет внутри наших границ. Великая наша ответственность, христиан, которые встретились с Тайной, ставшей плотью в истории через человеческую компанию Церкви, – это свидетельствовать о Ней нашей жизнью.
Сердца наших братьев и сестер могут быть привлечены только столкновением с людьми, которые по благодати испытывают полноту жизни, которую можно почувствовать в радости их лиц в том, как они справляются со всеми обстоятельствами и какое отношение они имеют ко всему. Бенедикт XVI сказал: «Церковь не занимается прозелитизмом. Она скорее развивается благодаря «привлекательности».
Итак, давайте посмотрим на беззащитного и беспомощного Новорождённого в наших яслях: Он привлекает нас.
Мы живем в многонациональном и многорелигиозном обществе, и единственный шанс сообщить истину – это свобода. По правде говоря, истине не нужно ничего, чтобы достичь сердца человека, кроме ее собственной красоты.
Кому сегодня интересен Иисус?
Только тем, кто осознаёт свою нужду, свои раны, собственную неудовлетворенность, свой грех; тем, кто был испытан жизнью или испытал, что даже достижение больших целей не дало ему желаемого свершения.
Что может вновь пробудить жажду счастья и свершения, находящиеся в сердце человека?
Только не измеряющий тебя, бескорыстный взгляд, такой, каким смотрел Иисус. Милосердный взгляд Бога на нас, через это Дитя, призывает нас отражать тот же взгляд на тех, кого Он дает нам на нашем пути, свидетельствуя что у ран и нужд людей есть ответ. Единственный человечный ответ на боль и раны жизни это не утешительные слова, а опыт близости и объятия, и это то, что Бог сделал на Рождество. Бог не устранил человеческое страдание, а обнял его.
Если христианство не является свидетельством возможной полноты и полного надежды взгляда на жизнь, для чего оно нужно? Кто может быть заинтересован в нём сегодня? Никто.
Что делает Иисус?
Он начинает привлекать малых и смиренных (пастухов), и тех, кто был далеко (волхвов).
Он позволяет им почувствовать себя первыми обнятыми и возлюбленными в своей нужде в милосердии.
Что Иисус ценит в них? И в нас?
Он видит дальше наших границ, наших ошибок, наших грехов. Он не позволяет себе быть обусловленным всем этим, потому что под всеми обломками нашего зла Иисус признаёт неискоренимое желание блага и свершения, и Он утверждает его.
Он сделает это, будучи взрослым, с Самаритянкой, с Закхеем, с Матфеем, с блудницей и с другими.
Возможность почувствовать на себе милосердный взгляд и быть принятым вновь возрождает в нас надежду. Это объятие, которое предшествует нам, любовь, которая сама делает первый шаг навстречу. Христос «предшествует» нам, Он всегда первый – говорит Папа Франциск.
Иисус пришел, чтобы спасти тебя, и Он знает, как это сделать. Он доведет до свершения твое желание изменения, смысла, полноты. Но время для этого не тебе измерять, потому что в отношениях с Иисусом не существует математики, не существует количества.
Поэтому в апостольском обращении «Amoris laetitia» (лат. «Радость любви») Папа настаивает на необходимости сопровождать людей тем же милосердным взглядом, который мы первыми получили и постоянно (в таинстве) получаем, не поддаваясь на уговоры тех, кто ошибается или отказывается.
Не нужно много советов, необходимо место, где этот опыт может случиться. Итак, человек меняется, не для того чтобы придерживаться правил, не из-за вопросов нравственности, но для красоты жизни, которую он видит выраженной и засвидетельствованной.
В этом году я проживаю Рождество как праздник несовершенства. Мы можем праздновать, потому что Он, родившийся в яслях, пребывает во всей этой незавершенности. Таким образом, мы можем начать проживать каждый момент, не дожидаясь, пока жизнь станет совершенной.
Аделио Дель Оро
Епископ Карагандинский