Нуждается ли мой язык в исцелении?
Иисус Христос о языке
- «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф 12, 33-37).
Этот небольшой фрагмент учения нашего Господа, содержит очень важные истины для духовной жизни. Дерево, о котором говорит Иисус, означает мое сердце, мой внутренний мир. Плоды дерева – это слова, которые я произношу. Наш Учитель в простых образах открывает правду: то, что находится в моём сердце, неизбежным образом появляется на моём языке. Другими словами, то, что сходит с моего языка, показывает состояние моей души. Слова, произносимые моим языком – это надежный показатель содержания моего внутреннего мира, потому что слова идут от полноты сердца. И это касается моего спасения, потому что, по словам Иисуса, на основании моих слов буду признан невиновным, или на основании моих слов буду осужден. Разве это возможно, чтобы слова, которые я произношу, имели влияние на мое спасение?
В другом месте Господь добавляет:
- «Всё исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека» (Мф 15, 18).
- «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф 5, 37).
Апостол Иаков о языке
Апостол Иаков подсказывает нам, как распознать подлинность нашей набожности, и приглашает присмотреться к своему языку:
- «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак 1, 26).
Иаков выражает убеждение, что усмирение языка и его благое использование – это привилегированная дорога к святости:
- «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело» (Иак 3, 2).
Язык – небольшой орган, но он имеет огромное влияние на различные сферы нашей жизни. Апостол приводит такие сравнения: дикая и сильная лошадь становится послушной благодаря небольшим удилам, а направление большого корабля зависит от незначительного руля (ср. Иак 3, 3-4). Контроль над нашим языком приносит блаженные плоды в разных областях нашей жизни!
Апостол не скрывает того, что смирение и обуздание языка – это непрестанный труд и борьба:
- «Язык – небольшой орган, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть» (Иак 3, 5-10).
В посланиях апостола Павла находим важные наставления:
- «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф 4, 29).
- «Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф 5, 4).
о. Элиот Марецки, ofm