Всё ли равно иметь отца и мать или же «родителей» одного пола? Эксперты объясняют, что нет




Гей-пары – дети без матери; лесби-пары – дети без отца. Кто выиграл, а кто проиграл?

 

Итальянский психоаналитик, Джанкарло Риччи (Giancarlo Ricci) находится под бдительным вниманием гей-лобби, поскольку утверждает, что это не одно и то же, быть выращенным отцом и матерью и быть выращенным двумя «отцами» или двумя «матерями».

 

 

Джанкарло Риччи в своей профессиональной жизни
подвергался угрозам вынесения такого
профессионального суждения, которое казалось очевидным для всех… до тех пор,
пока очевидность не стала рискованным мнением

 

Коллега Риччи, Стефано Паренти (Stefano Parenti) выступил в его защиту на страницах «La Nuova Bussola Quotidiana», приводя в пример случаи и исследования, документально подтверждающие «сложность жизни детей в гей-парах»:
 
«“Роли матери и отца являются сущностными и основополагающими в процессе взросления детей”. Именно эта фраза подняла большой скандал, и именно ее «вменяют в вину» психоаналитику Джанкарло Риччи, который в настоящее время ожидает решения деонтологической комиссии коллегии психологов Ломбардии. Как друг и коллега, я не мог не выразить ему моей поддержки. Ставя себя на место исследователя и профессионала, я задаюсь вопросом: «Что может сказать нам психология об утверждении Риччи?». Иными словами, подтвердит ли психологическая наука, – которая, как мы знаем, гораздо менее «прозрачна», чем многие другие «точные» науки, такие как физика и биология, – высказывание, находящегося под обвинением, или опровергнет его?
 
 
Проблемы детей, растущих без отца
 
Уже достаточно много времени мой интерес прикован к детям, растущим без отца, то есть к детям и подросткам, растущим в семьях, образованных только матерью; матерью и ее новым «партнером»; и же матерью и отцом, который физически и/или психологически отсутствует. Мне удалось рассказать о результатах исследования таких детей в книжечке, которая так и называется «Fatherless. L’assenza del padre nella societa contemporanea» (Без отца. Отсутствие отца в современном обществе), в которой раскрыты недостатки воспитания детей, растущих без отца, в сравнении с теми детьми, семьи которых целостны, и оба родителя участвуют в воспитании. Были исследованы когнитивные компоненты, школьная успеваемость и связанные аспекты, самооценка или психическое здоровье. Согласно исследованиям, дети, растущие без отца, имеют больший риск столкнуться с трудностями.
 
Основатели многих психологических школ согласны с этим. Например, Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud) писал: «Я не мог бы указать ни на какую другую детскую потребность, которая была бы столь же сильной, как потребность быть защищенными своим отцом». Так говорят психологи относительно потребности в отцовстве.
 
 
Проблемы детей, растущих без матери
 
Однако большинство исследований детской психологии сосредоточены на материнской функции. Одна из наиболее важных концептуальных основ детской психологии, знаменитая «теория привязанности», считает, что определенный тип матери, например, мать, сосредоточенная исключительно на себе (как, например, матери-подростки или матери, находящиеся в депрессии), или же мать, эмоционально не определившаяся по отношению к своему ребенку, порождает такой тип уз привязанности ребенка к себе, который определяется как «ненадежный». Ребенок с ненадежной привязанностью чаще испытывает беспокойство, у него легче развивается низкая самооценка в подростковом возрасте и, в долгосрочной перспективе, у него больше шансов на развитие психопатологии во взрослом возрасте. Это говорит нам о том, что если хорошая мать отсутствует, это сказывается на ребенке.
 
Кроме того, есть другой тип привязанности, называемый «дезорганизующей привязанностью», который имеет тенденцию развиваться на фоне горя (например, когда папа умер) или насилия, или же невозможности справиться с важными событиями, такими как, например, потеря фигуры привязанности (из-за отсутствия отца).
 
Эти данные дают нам представление о важности материнской и отцовской функции, и о том, что они являются основополагающими в процессе взросления детей. Этим данным, по-видимому, противоречат исследованиям об однополых «семьях», то есть о «парах» людей одного пола, которые сожительствуют и усыновляют детей. Когда я писал свою книгу, я решил не заниматься этим вопросом, поскольку исследования, которые я сделал, оказались испорчены серьезными методологическими ошибками, на которые падала тень идеологического фанатизма, что впоследствии подтвердил Роберто Маркезини (Roberto Marchesini) («Genitori omosessuali: e I figli» в «Studi Catolici»).
 


Роберто Маркезини опубликовал в «Studi Cattolici» анализ идеологической предвзятости и научной
слабости исследований однополых «семей», которые пытаются навязать себя как единственную истину.

 

 

Разрушительный анализ доктора Канци

 

Однако необходимо было провести особое углубление в исследованиях по данной теме, поскольку в последнее время исследования однополых «семей» превратились в стандарт для политических и идеологических концепций. ЭленаКанци (Elena Canzi), психолог и сотрудник «Centro di Ateneo Studi e Ricerche sulla Famiglia» (итал. Центра университетских исследований семьи) Католического Университета Милана постаралась заполнить эту пустоту в исследованиях и опубликовала небольшую книгу под названием «Omogenitorialità, filiazione e dintorni. Un’analisi critica delle ricerche» (итал. Однополые семьи, родственные связи и среда. Критический анализ исследования (Издательство «Vita e Pensiero», Милан 2017).


Доктор Элена Канци

 

Я очень благодарен доктору Канци за этот важный текст, написанный наилучшим образом, потому что он посвящен исключительно научным исследованиям. В ее книге нет пропаганды, нет философских, богословских или контекстуальных аргументов, но лишь холодный и трезвый анализ библиографических источников. Вероятно, именно такого, серьезного и скрупулезного подхода не хватало научным дискуссиям на эту тему, что и произошло в «Giornale Italiano di Psicologia», чей номер, посвященный однополым «семьям» вызвал немало споров.

 

Книга доктора Канци состоит из трех частей. В первой мы находим обширный доклад Эуджении Скабини (Eugenia Scabini) и Витторио Чиголи (Vittorio Cigoli), которые в мире психологии не нуждаются в представлении.

 

Эуджения Скабини

 

Профессор Скабини в течение двадцати лет была деканом факультета психологии Католического Университета Милана, но прежде всего, в течение еще более длительного периода, она руководила Центром исследований семьи.



Витторио Чиголи, ставший жертвой кампании, организованной гей-лобби за то,
что выразил несогласие с официальными тезисами, основанными на идеологически и политически предвзятых исследованиях

 

Витторио Чиголи, помимо того, что является одним из самых значимых семейных терапевтов и университетским преподавателем, также руководит «Alta Scuola Agostino Gemelli» (итал. Высшая школа Агостино Джемелли) Католического Университета Милана.

 

 

Притянутый тезис

 

Вместе, два этих великих профессора, не только продвинули исследования о семье, – как в исследовательском, так и в терапевтическом плане, – но и разработали теоретическую модель семейных связей и парадигму, способную взаимодействовать с вмешивающейся и противодействующей средой. Достаточно сказать, что их определение «семьи», являющееся результатом антропологических, социологических и психологических исследований, появляется сегодня в многочисленных текстах специалистов, как итальянских, так и иностранных. Оно гласит: «Семья – это организация, которая поддерживает и объединяет фундаментальные различия в человеке: происхождение, поколения и половые различия». Последнего отрывка достаточно, чтобы интуитивно понять, что там, где нет половых различий, едва ли появится семья.

В своем докладе, помещенном в начале книги, Скабини и Чиголи совершенно ясно говорят о «методологических проблемах» в исследованиях однополых «семей» (стр. 7); они обращают взгляд на «структурно неотъемлемые проблемы в однополых «семьях», где лишь один отец или одна мать, а второй человек – так называемый «социальный родитель», где неизбежны дисбалансы, связанные с двойным присутствием одного и того же родителя, а также «неравенство в воспроизводстве» (стр. 8). Они заключают, что «из сути исследований однополых «семей» становится ясна натянутость тезиса об отсутствии разницы между детьми из гомосексуальных и из гетеросексуальных семей» (стр. 9). Скабини и Чиголи осуждают политическое использование эмпирических исследований, которые «должны получать признание и цениться за то, что способны дать, а не заниматься чуждыми им задачами, такими как обоснование новой антропологической концепции родства» (стр. 16).

 

Книга доктора Канци – образец строгости в научных исследованиях

 

Анализ исследований, проведенных самой Эленой Канци изложен в следующих трех главах книги и начинается с исследований, проведенных среди однополых пар с детьми.

 

 

Первая проблема: дисбаланс в отношениях

 

Первая проблема, с которой сталкивается автор заключается в предпочтениях, то есть в предпочтительности отношений между родителем ребенка по рождению и самим ребенком, «и, следовательно, в специфических причудах, конкуренции, ревности и конфликтах между родителем по рождению и так называемым «социальным родителем», т.е. партнером/«супругом» родителя по рождению, у которого нет генетических связей с ребенком» (стр. 5). «Дисбаланс в отношениях, с большей привязанностью» по отношению к матери по рождению, чем к «социальной матери», который демонстрируют дети, подтверждается как языковыми формулировками, используемыми детьми «лесбийской пары», которые «говорят об испытываемых трудностях, вследствие отсутствия подходящего языка для описания своей ситуации», так и рядом впечатляющих структурированных опросов, как например, тот, в котором девушка называет свою мать по рождению «momma best» (англ. лучшая мама) (стр. 6).

 

Среди других важных проблем: деньги, поскольку «дети, рожденные при помощи донорства спермы говорят о том, что их тяготит то, какую роль сыграли деньги в их зачатии» (стр. 8); а также проблема отношений детей с родственниками и друзьями – «это единственный момент критики, встречающийся в библиографических источниках на эту тему». Несмотря на то, что вклад исследований однополых семей в этой области, равно как и в других, неполный и продолжает оставаться недостаточным, «те немногие имеющиеся данные показывают, что гомосексуальные пары с детьми пользуются меньшей поддержкой своих родственников и больше подвержены изоляции и отвержению с их стороны» (стр. 10).
 
 
Вторая проблема: крайне сложные ситуации
 
Во второй главе книги Элена Канци доходит до сути разбираемой проблемы, описывая исследования, проведенные среди детей гомосексуальных пар. «В большинстве случаев использованные примеры не являются репрезентативными для населения» (стр. 13). Фактически, во многих исследованиях для сбора данных использовались опросники типа самоотчета, когда на вопросы о состоянии детей отвечала сама гомосексуальная пара. Легко догадаться о рисках, которыми сопровождаются данные методы: «В случае гомосексуальных родителей, особенно тех, кто планирует рождение ребенка, справедливо предположить, что, вложив значительное количество сил, и, вероятно, денег в это дело, и испытывая заметное давление с целью продемонстрировать свое соответствие требованиям, они будут склонны демонстрировать и подчеркивать главным образом положительные аспекты своего семейного опыта» (стр. 14). «Всё это указывает на то, что мы должны быть бдительны, обобщая результаты» (стр. 13). Давайте рассмотрим некоторые из них.
 
В том, что касается гендерного поведения, «дети гомосексуальных родителей в процессе построения своей сексуальной и гендерной идентичности могут столкнуться с трудностями, поскольку, если они гетеросексуалы, то им придется управлять жизненными обстоятельствами, которые контрастируют с моделью их родителей; а если они гомосексуалисты – они разочаруют их ожидания. Кроме того, им придется демонстрировать для общественности наивысшие стандарты поведения, чтобы подтвердить «нормальность» своей семьи, что часто вызывает у них чувство несоответствия этим стандартам (стр. 17). Относительно сексуальной ориентации автор так резюмирует исследования: «Несмотря на расхождение в данных исследования и трудности их комментирования, а также учитывая неоднородность использованных примеров, по-видимому, может существовать общая тенденция, то есть большая вероятность гомосексуального поведения (практикуемого или же только воображаемого) среди детей, выросших у родителей-гомосексуалистов» (стр. 19).
 
Другой важный аспект – психологическое благополучие, о котором часто говорится в шумихе, которую СМИ поднимают вокруг однополых «семей». Относительно этого, Канци говорит: «Прежде всего, определенно существует сложная и неоднозначная картина, поэтому сложно утверждать, что не существует никакой разницы между детьми гомосексуальных и гетеросексуальных родителей», – и добавляет, – «Также верно, что на сегодняшний день, исследования неспособны дать ясные и определенные ответы относительно общего состояния здоровья таких детей» (стр. 27).

 

Другие интересные данные связаны с отношениями детей со своими родителями: «По-видимому, особенно проблематичен случай мальчиков, растущих в лесбийских семьях, поскольку у них наблюдаются сложности в оценке собственного гендера, вероятно потому, что их матери живут противоречием – с одной стороны отвергая мужчину (как лесбиянки, принадлежащие к сообществу лесбиянок) с другой – испытывая необходимость заботиться об одном из них (как матери мальчиков)» (стр. 35). Дела обстоят не лучшим образом и при изучении отношений мальчиков, растущих в подобных семьях со своими сверстниками: «В заключение можно сказать, что дискомфорт этих мальчиков в сравнении с их сверстниками, особенно в подростковый период, очевиден. […]. Имеющиеся благодаря исследованию данные […] показывают, что даже в тех обществах, где уже много лет назад были приняты благожелательные законы в отношении однополых союзов, детям гомосексуальных родителей приходится, тем не менее, сталкиваться с конкретными проблемами, ввиду чего их дезадаптация более сложна, глубока и болезненна, а также сопровождается чувствами вины и стыда» (стр. 34).
 
 
Третья проблема: интересы ребенка, превращенные в нечто вторичное
 
Третья глава книги Элены Канци сосредоточена на усыновлении детей, и, в частности, на критериях оценки пригодности пар, к нему стремящихся. «Социальные агенты призваны, по сути, отстаивать права усыновляемого ребенка и оценивать, словно предвидя (что и делает эту задачу весьма трудной), компетентность и способность пар, как родителей, удовлетворять потребности детей, которые часто пережили травмирующие разводы и/или жили в неприспособленной для правильного взросления среде» (стр. 45).
 
Пары с гомосексуальными тенденциями имеют значительные отличия в области исключительности сексуальных контактов: «Не все однополые пары моногамны», – говорит Канци, ссылаясь на исследователя Эбби Голдберг (Abbie Goldberg). – «Фактически, данные, которыми мы располагаем, свидетельствуют о том, что исключительность сексуальных контактов не является для них нормой, особенно для пар мужчин-гомосексуалистов, в которых доля множественных связей составляет примерно 50-60%» (стр. 45). Это действительно важные цифры. Кроме того, стабильность гомосексуальной пары отличается от стабильности гетеросексуальной пары: «В некоторых исследованиях зафиксировано, что уровень распада отношений у гомосексуальных пар с детьми выше, чем у гетеросексуальных пар, состоящих в браке, и имеющих детей» (стр. 46).
 
Другим очень деликатным элементом, с которым приходится сталкиваться при оценке пригодности пары к усыновлению ребенка, является ее физическое и психическое здоровье, которое, «как мы знаем, оказывает очень важное влияние на благополучие детей» (стр. 46). «Некоторые исследования свидетельствуют о том, что у гомосексуального населения по сравнению с населением в целом наблюдается большее число случаев каких-либо психологических патологий, таких как плохое настроение и тревожные расстройства, наличие суицидальных мыслей и/или действий, […] а также рискованное поведение, такое как употребление алкоголя или табака» (стр. 46). Следующий важный аспект – недостаток социальной поддержки со стороны родственников, поскольку приемные родители-гомосексуалисты «заявляют о том, что получают меньше поддержки со стороны семей, из которых они происходят» (стр.46). «Таким образом, усыновление детей гомосексуальными парами представляет собой очень сложную картину, в которой детям и подросткам приходится сталкиваться с различными рискованными ситуациями, к которым добавляются «дополнительные» задачи, с которыми ни их усыновленным гетеросексуальными парами, ни неусыновленным сверстникам сталкиваться не приходится».
 

 

Это почти доказательство, но не доказательство…

 

Последняя часть книги доктора Канци содержит ценные записи об основных рассмотренных исследованиях. Таким образом, читатель может лично проверить аргументы автора. В целом, текст, по-видимому, предполагает, что рост ребенка в «паре» с двумя матерями или с двумя отцами не совсем то же самое, что его рост в традиционной семье – что очень далеко от того, что говорит господствующая пресса. Наверное, в книге еще не показано, что «роли матери и отца являются сущностными и основополагающими в процессе взросления детей», как утверждал Джанкарло Риччи. Из двух отрицательных предпосылок, как гласит пятое правило силлогизма, используемое доктором Канци в тексте, нельзя прийти ни к одному положительному утверждению. Понимать то, что Марио – не рыба, не значит доказать, что он человек. Однако речь идет о по-настоящему важном шаге вперед».

 

 

Перевод на испанский: Элена Фачча Серрано (Helena Faccia Serrano)

 По материалам: Religión en Libertad