Метод Сильва – психокульт и псевдорелигия

 

Хосе Сильва – основатель психокульта Метод Сильва и один из первых исследователей в области развития человеческого разума. Сильва посвятил свою жизнь пробуждению скрытого потенциала человеческого разума, а точнее – мозга.

 

 

Хосе Сильва, родившийся в 1914 г. в США, никогда не учился в школе, а чтению и письму его научили брат и сестра. Во время воинской службы он, прочтя книги по парапсихологии, проводил эксперименты с гипнозом. Спустя некоторое время начал «тренировать» мышление, занимался контролируемой релаксацией, чтобы дойти до низших уровней активности мозговых волн. Эти упражнения легли в основу его «метода самоконтроля мышления Сильвы» (Silva Mind Control).

 

 

 

Метод Сильва и его популярность

 

Сильва разработал метод, распространяемый им в форме тренингов, которые организует сеть агентов.

 

В 1966 году результаты работы Сильвы были оформлены в Метод Сильва – систему контроля над мышлением и управления эмоциями. Но не только. Хосе Сильва в книге «Развитие экстрасенсорных способностей по методу Сильвы» утверждает, что экстрасенсорные способности можно развить при помощи его метода. Но научных доказательств этому нет.

 

Через некоторое время была организована сеть центров по всему миру (по некоторым данным – в 20 странах на 37 языках), в которых сертифицированные преподаватели обучали желающих Методу Сильва. Число прослушавших курсы исчисляется миллионами.

 

После смерти Хосе Сильвы в 1999 году, его учения продолжает развивать и распространять организация Сильва Интернешнл.

 

Этот метод весьма распространен в России и Казахстане. Книги на эту тему можно легко приобрести в книжных магазинах.

 

Метод Сильва пропагандирует (как и другие психокульты) миф о том , что сил а человеческого мозга это ключ ко всему, чего мы желаем в жизни, будь то материальный достаток, успешная карьера, крепкое здоровье, 

безмятежное счастье или  мудрость и просветление. Всех этих благ можно достигнуть при определенном состоянии 

разума и настроенности мозга. В сущности, здесь речь идет о чрезмерной интерпретации результатов исследований мозга.

 

 

 

Идеология Метода Сильва

 

В рекламе этого метода подчеркивается его соответствие христианскому учению, но это неправда. В действительности Метод Сильва представляет собой практики, приближенные к психической манипуляции, медиумизму и спиритизму. Этот метод выражает определенное мировоззрение или идеологию.

 

Метод Сильва можно признать формой псевдорелигии пантеистического характера, как это было в случае других психокультов, о которых шла речь ранее, как ДЭИР или «Трансефинг» Вадима Зеланда.

 

1)    Манипуляция и обожествление человека

 

Метод Сильва относится к техникам психической манипуляции и самоманипуляции, то есть является техникой воздействия на подсознание, имеющей целью достижение сознательного контроля над уровнями мозга. Отсюда названия метода: «Развитие мышления» и «Совершенствование умственных способностей». Но эти нейтральные названия не должны вводить нас в заблуждение. Назначение данных психотехник – сформировать убеждение о несомненном всемогуществе мозга или мышления, часто мозгу в них гипотетически приписываются безграничные возможности.

Это ошибка, характерная для идеологии гностицизма, в которой исключается понятие нравственного несовершенства и греха и обожествляется человек. В таком мышлении скрывается грех гордыни и грех идолопоклонства.

В определенном смысле Сильва манипулирует фамилиями ученых и названиями научных центров, желая придать своему методу «научную» окраску.

 

2)    Спиритизм и медиумизм

 

Хосе Сильва стал проводить эксперименты над другими людьми. Он обнаружил, что, научившись осознанно погружаться на Альфа и Тета уровни сознания, используя специальные техники медитации, его ученики получали возможность, находясь в полном сознании, перепрограммировать свой разум. Однако это понятие неоднозначно. В сущности это может быть форма медиумизма, основой которого является опасный спиритический контакт с духами-проводниками.

 

В свой метод Сильва включает определенную форму техники, благодаря которой можно научиться входить в контакт с «духовным проводником» и неопределенным «Высшим Разумом», обладающим пантеистическими чертами. При этом Сильва утверждает: «Под Высшим Разумом я не подразумеваю Бога, я использую прописные буквы для написания этих слов, потому что отношусь с полным уважением к этому бытию, но для меня оно не является Богом».

 

Важно отметить, что в данной концепции Высший Разум является наиважнейшим авторитетом, в действительности исполняющим функции Бога. Этим богом, однако, человек может манипулировать, потому что в этой пантеистической теории настоящим богом является человек.

 

3) Пантеизм и псевдорелигиозный характер

 

С религиозной, христианской точки зрения оценка Метода Сильва должна быть целиком негативной. Медитация, понимаемая как психотехника и метод тренировки мышления с целью проникновения в психику человека и ее концентрации, не носит религиозного характера, потому что в данном случае имеется в виду использование природных, а также парапсихологических сил и манипулирование ими. Понятие Бога у Сильвы носит пантеистический характер, нет конкретного определения Бога в тринитарном и христологическом измерениях, а также отсутствует связь с экклезиальным и сакраментальным измерениями.

 

Понимание человека решительно не соответствует христианской богословской антропологии, особенно это касается совести, нравственная основа которой игнорируется.

 

 

 

Мнение Конгрегации Вероучения на тему медитации и психотехник

 

Нельзя медитации и психотехники ставить на первый план при постижении истины и совершении жизненного выбора, что предлагает Метод Сильва.

 

Конгрегация Вероучения издала 15.10.1989 г. «Послание католическим епископам относительно некоторых аспектов христианской медитации», которое следует принять во внимание при оценке религиозных или псевдорелигиозных движений, использующих медитацию. В документе Святого Престола подчеркивается, что в христианском понимании медитация тесно связана с молитвой. В связи с этим Конгрегация Вероучения разъясняет суть молитвы. Молитва «всегда определяется структурой христианской веры, в которой сияет истина о Боге и творении. Поэтому со всей точностью можно сказать, что она принимает форму личного, внутреннего, глубокого диалога между человеком и Богом (...).

Христианская молитва в то же время является подлинно личной и подлинно общинной. Ей чужды безличные и сконцентрированные на «я» техники, которые могут выработать автоматизм, ведущий к замкнутости в эгоистической духовности, неспособной открыться навстречу трансцендентному Богу. Если в Церкви искать новых форм медитации всегда необходимо помнить, что подлинная христианская молитва является встречей двух свобод: бесконечной свободы Бога с ограниченной свободой человека» (Введение, 3).

 

Все эти религиозные компоненты должны быть приняты во внимание при оценке техник и психотехник, используемых в различных формах медитации. В данном контексте Метод Сильва надлежит подвергнуть критике с христианской точки зрения. Он не вмещается в религиозное измерение медитации и не соблюдает условий, необходимых для христианской медитации, оговоренных в документе Святого Престола.

 

о. Александр Посацкий






.