Семья сильна Богом

Семья сильна Богом

До сих пор остаюсь под впечатлением от конгресса «Вера, жизнь, семья», прошедшего 21-22 марта 2014 г.  при приходе св. Антония в Кокшетау по инициативе движения “Pro Life”, которое в архиепархии св. Марии в Астане представляет о. Павел Блок.
На страницах газеты «Кредо» мне хотелось бы поделиться некоторыми мыслями из моего выступления на этом конгрессе. Они касаются воспитания супругов и семей в вопросе святости жизни в рамках Домашней церкви. Более всего я мечтаю именно о том, чтобы в Казахстане местные семьи усвоили взгляд на тему святости жизни, предлагаемый Католической Церковью. Все приведенные в моем выступлении примеры семейных пар я почерпнул из жизни моей любимой родины – Польши. Уповаю на то, что по милости Божьей и наша Церковь в Казахстане увидит такие семьи внутри себя.

В начале своего выступления я поделился опытом, полученным накануне. Мне довелось выполнять роль официанта на свидании молодой пары – Ксении и Руслана, которые готовятся к таинству брака. Это моя постоянная «должность» на реколлекциях для супругов – создавать атмосферу настоящего свидания: подготовить стол, зажечь свечи, включить подходящую музыку…, принять заказ, подать кофе, пирожное, мороженое… Рассказывая о вчерашних переживаниях, я видел улыбки на лицах участников конгресса. Однако, Церковь в рамках Движения домашней церкви делает ударение на обязанность ежемесячного супружеского диалога, воспитывает к такому диалогу и дополнительно является форумом для такого диалога. Подчеркиваю это последнее утверждение: является форумом, т.е. пространством, предоставляющим возможность для диалога. В моем сердце по сей день светится радость, которую излучали супруги – участники реколлекций – после таких бесед. Я был свидетелем слез счастья у людей с многолетним опытом брака, которые не могли припомнить таких замечательных мгновений, как те, что они пережили в ходе супружеского диалога. Вот что значит разговор супругов с Иисусом в центре! Вроде бы не так уж много надо, чтобы в духе истинной и нежной любви вести повседневную жизнь в браке. Но чаще всего мы выбираем ссоры, молчание и прочие формы вражды, которые ничего не решают и, более того, ведут к охлаждению отношений и оставлению горячих тем и проблем в подвешенном состоянии. Ту радость, о которой говорилось выше, я видел и на лицах Ксении и Руслана накануне конгресса. Во время короткой встречи после свидания я сказал им, что продолжением супружеского диалога должен быть половой акт, но, так как они пока не женаты, им следует терпеливо ждать сих сладостей. Это вызвало у них не смущение или уныние, а зрелое принятие моих слов… и, в общем-то, позиции Церкви по данному вопросу! Наши люди способны ставить себе высокие планки. Без сомнения, им помогает в этом восприятие Церкви не как источника сухих предписаний и запретов, а как форума встречи между Богом и человеком, а также между человеком и человеком. По моим наблюдениям, такое восприятие убеждает наших верующих в правоте Церкви, когда она говорит о неприкосновенности жизни с момента зачатия и о добрачном и брачном целомудрии. Рискну сказать больше: наших верующих не нужно убеждать в правоте позиции Церкви, потому что с этим все согласны. Им лишь нужно романтично преподнести ее учение. И тут следует сместить ударения: речь идет не только о позиции, но и о форме ее преподнесения. Как преподать эту истину? Объявить ее с амвона? Да! Изложить на конференции? Да! Подготовить свидание? Да, да, да… Подготовить и пилотировать! Всем, кто готовится к браку, адресую сказанное бл. Иоан­ном Павлом II: «Человек не может жить без любви. Он остается для себя самого существом непонятным, жизнь его лишена смысла, если не откроется ему Любовь, если он не встретится с Любовью, если не прикоснется к ней и не сделает ее некоторым образом своей, если не обретет в ней живого участия» («Redemptor hominis» и «Familiaris consortio»). Пусть эти слова станут ключом к пониманию себя и, в то же время, единственной сладостью в прекрасное время помолвки, а также стимулом строить глубокую связь, в основе которой будут лежать Божьи заповеди.
С глубоким волнением рассказывал я участникам конгресса о моем близком друге Йонаше и его жене Камиле. В долгой беседе он поведал мне о свидании с будущей супругой, во время которого со слезами признался ей, что Бог и Церковь – самое важное для него, и он не представляет себе жизнь без св. Мессы и молитвы. Камила не была тогда особо верующей. И он не принуждал ее к религиозным практикам, но смело дал понять, какое большое значение имеет для него духовная сфера. Никогда не забуду смс, полученный от Йонаша спустя много времени после нашего разговора. Он писал: «Сегодня Камила сама пошла в церковь. Обычно мы ходили вместе, и я чувствовал, что она делает это только ради меня. Но сегодня я просто на седьмом небе от счастья, потому что она пошла одна и потом позвонила мне и сказала: “Я сделала это только для Бога!”» Его радость стала моей радостью. Он был на седьмом небе, и я тоже. Но это еще не конец. Помню, как подпрыгнул на три метра над тем самым седьмым небом, когда Йонаш написал мне длинный e-mail с впечатлениями от очередного свидания. На этот раз они говорили о контрацепции. Он сказал Камиле, что может согласиться только с Божьим взглядом на деторождение, т.е. с естественным планированием семьи. Камила возражала? Она спросила Йонаша: «Когда начнем?», и попросила его помочь освоить этот метод. Мой друг просто сбил меня с ног своей красотой чада Божьего. Добавлю только, что Йонаш – воспитанник движения «Свет-жизнь», одной из структур Домашней церкви!
Потом я рассказал участникам конгресса о своей родной сестре Изабеле, свадьба которой была отложена на полгода, потому что ее парень, а теперь уже муж, мусульманин, не соглашался на венчание. Не знаю подробностей их долгих разговоров, но в результате он все же согласился. Более того, он даже полюбил наши католические праздники и полностью изменил отношение к христианству, хотя и остается мусульманином. Вершиной этого взаимного урока любви и уважения стало несчастье, которое выпало на их долю: у моей сестры был выкидыш. Помню те несколько дней огромного напряжения, в котором жили мои родители и я. Когда, наконец, удалось поговорить по телефону, то слова сестры нарисовали нам прекрасный образец любви ее супруга: «Мой муж отпросился с работы и проводит со мной 24 часа в сутки, помогает и утешает; самое важное… он рядом. Мне ничего больше не нужно. Не надо приезжать. Спасибо за ваши молитвы». «Стоило поставить веру выше любви и пережить общий кризис еще на стадии помолвки. Стоило отложить свадьбу. Вы получили прекрасный урок. Уже есть первые плоды, а остальные будете собирать всю жизнь», – так я прокомментировал эту ситуацию и, следовательно, этот брак. Добавлю только, что моя сестра также встретилась с движением «Свет-жизнь» и сейчас в Англии активно и регулярно участвуют в приходской жизни.

Выше я привел примеры молодых пар, но чаще мне приходилось сталкиваться с супругами с большим стажем. Эти браки – верное отражение идеала, предлагаемого движением Домашняя церковь. После каждой встречи с такой семьей остается впечатление, что они познакомились только вчера, хотя, в действительности, живут вместе уже 20, 30 или даже 50 лет. Как им удалось сохранить такой юной свою супружескую любовь? И это не только мое впечатление, но и впечатление пар, участвующих в реколлекциях в Щучинске и Кокшетау. Ева и Конрад (35 лет брака и четверо взрослых детей) поделились опытом, который им пришлось пережить несколько лет назад. Подрастающие дети… Каждый знает, чем это пахнет. Время взросления – это время бунта и ссор с родителями. «Старший сын, –
рассказывает Конрад, – в моем присутствии упрямо ругался с мамой. Я подошел к нему, схватил за рубашку, прижал к стене и сказал: “Это твоя мама. Но не забывай, что это также моя девушка”». Ссоры и войны с родителями с тех пор были невозможны. Это подей­ствовало и на младших. Вот что значит семья, сильная Богом! Твоя семья также может быть сильной Богом. В Казахстане есть много прекрасных супружеских пар. Но есть и проблемные браки. У Церкви есть прекрасное предложение и для тех, и для других – Домашняя церковь. Это не свидание вслепую, а свидание с Иисусом в центре на всю жизнь, пока смерть не разлучит вас. Домашняя церковь помогает супругам черпать силу таинства венчания, жить таинством венчания и совершать это таинство на протяжении всей жизни. Как? Ежедневная личная молитва, чтение слова Божьего, ежедневная супружеская молитва, ежедневная семейная молитва, ежемесячный супружеский диалог, ежемесячная супружеская встреча и ежегодные реколлекции. Уже сегодня предлагаю вас воспитывать свое сердце в Домашней церкви и принять участие в летних реколлекциях, которые пройдут в Щучинске и Кокшетау с 19 по 27 июля 2014 г. Стимулом и в то же время итогом моей статьи пусть будут слова Папы Франциска: «Мне хотелось бы подчеркнуть одну вещь: брак – это ежедневный труд, можно сказать, профессия, ювелирная работа, потому что муж обязан делать женщину все более и более женой, а жена обязана делать мужчину все более и более мужем. Нужно расти по-человечески как муж и жена. Это происходит между вами и называется совместным ростом. Но этот рост проходит не сам собой! Господь благословляет, но растете вы благодаря своим усилиям, своим отношениям, образу жизни и взаимной любви. Помогайте расти друг другу! Всегда поступайте так, чтобы другой рос. Работайте над этим. И тогда однажды, я уверен, ты пойдешь с мужем по улице своего города, и люди будут говорить “Посмотрите, какая прекрасная жена! Да и он ее достоин!” Нужно стараться помогать расти друг другу. И это станет наследством, которое вы оставите детям: их папа и мама росли вместе и помогали друг другу все более быть мужем и женой».

О. Рафал Лар
Модератор Домашней церкви
в архиепархии св. Марии в Астане