Д-р о. Александр Посацки, Цивилизация любви – Солидарность с бедными и отверженными – Блаженный Отец Владислав Буковинский.



Как говорит папа Франциск: Нам необходима новая всеобщая солидарность.

 

Цивилизация любви – это понятие, которое развивал св. Папа Иоанн Павел II, и о котором Папа Франциск говорит в «Laudato Si».

Бог есть Любовь и Он желает, чтобы Его дети жили в любви и согласии в общем доме и вместе заботились об этом доме. Как говорит папа Франциск: Нам необходима новая всеобщая солидарность.
 
Интегральная экология, как мы уже слышали, обращается не только к этике, но и к духовности, строго связанной с понятием обращения, любви, святости.
Папа в «Laudato Si» говорит об обращении сердца, новой экологии, которая принимала бы во внимание антропологию, в углубленной форме.
Отдельный человек, а затем и целые общности должны изменить свои сердца. Должны воспитывать свои души к большей чуткости, сочувствию и состраданию, не только по отношению к миру природы, но и по отношению к людям бедным и отверженным, ситуация которых возникла вследствие недостатка интегральной экологии, о чем ясно говорит «Laudato Si».
 
Выбор в пользу бедных отверженных людей
 
Цитата из Энциклики:
 
«IV. ПРИНЦИП ОБЩЕГО БЛАГА
156. Интегральная экология неотделима от понятия общего блага, принципа, играющего центральную и объединяющую роль в социальной этике. Общее благо – «совокупность тех условий общественной жизни, которые позволяют и обществам, и отдельным их членам полнее и быстрее достигать своего совершенства».
(II Ватиканский Собор, Пастырская конституция Gaudium et spesо Церкви в современном мире, 26)
 
157. Общее благо предполагает уважение к человеческой личности как к таковой, наделенной фундаментальными и неотчуждаемыми правами, предназначенными для ее целостного развития. Оно также требует наличия механизмов, обеспечивающих социальное благосостояние и безопасность, и развития разных промежуточных групп в соответствии с принципом субсидиарности. Среди последних особенно выделяется семья как первичная ячейка общества. Наконец, общее благо требует социального мира, то есть стабильности и надежности определенного порядка, чего нельзя добиться без особого внимания к справедливому распределению, нарушение которого всегда порождает насилие. Всё общество – а в нем, особенно, государство – обязано защищать и развивать общее благо.
 
158. В нынешних условиях всемирного общества, где отмечается столько беззаконий и постоянно растет число отверженных людей, лишенных фундаментальных человеческих прав, принцип общего блага немедленно, в силу логики и неминуемого следствия, трансформируется в призыв к солидарности и в выбор предпочтения в пользу самых бедных (AП). Этот выбор требует делать выводы из всеобщего предназначения земных благ, но, как я пытался показать в апостольском обращении Evangelii gaudium, прежде всего он заставляет созерцать безграничное достоинство бедного в свете глубочайших убеждений веры (АП). Достаточно посмотреть на реальность, чтобы понять, что сегодня выбор в пользу бедных – это фундаментальная этическая необходимость для действенного достижения общего блага (АП)».
 
Пример для всего мира
Существуют люди, являющие миру соответствующий пример такой интегральной мудрости и святости. Мы называем их святыми, мудрецами или пророками. Они выступают во всех религиях и являются примером соответствующего мышления и делания.
Примером такого обращенного сердца, святой духовности или интегральной экологии является не только св. Франциск Ассизский, о котором мы слышали (и о котором идет речь в ватиканском павильоне), но также польский священник бл. Владислав Буковинский, повсеместно называемый Апостолом Казахстана.
Его беатификация была первой в Римско-католической Церкви на территории Казахстана и поэтому личность Буковинского имеет для Церкви в Казахстане особенное значение. Мы празднуем его литургическую память в Церкви 20 июня.
Беатификация польского священника состоялась 11 сентября 2016 года. Интересно, что в том же месяце (4 числа) и году прошла также канонизация Матери Терезы из Калькутты. Действительно, у них есть много общего.
Любовь Буковинского к Богу была поистине героической, что подтвердил процесс беатификации в многочисленных свидетельствах людей. Буковинский прошел через испытания в труднейших условиях Второй мировой войны и преследования со стороны коммунистов и советского государства.
Он провел 13,5 лет в советских лагерях, сохраняя человеческое достоинство и прощая своим недругам. Во время войны он спасал евреев и их детей. Позже в лагерях он нелегально исповедовал и утешал узников, в том числе больных и умирающих, рискуя своим здоровьем и даже жизнью.
Имея возможность выбора вернуться в Польшу, он остался в СССР, чтобы не бросать бедных, простых и угнетенных людей.
Он работал по домам, среди семей, уча о значении и достоинстве семьи, о чем говорит и Папа Франциск в «Laudato Si», утверждая, что интегральная экология начинается в семье:
«В семье культивируются первые навыки любви и заботы о жизни, такие как, например, правильное использование вещей, порядок и чистота, уважение к местной экосистеме и защита всех созданий. Семья – это место целостного воспитания, где развиваются различные аспекты личной зрелости, тесно связанные друг с другом (АП).
В семье учатся просить разрешения без нахальства, говорить «спасибо» в знак искренней признательности за то, что мы получаем, подавлять в себе агрессию или жадность, извиняться, когда мы делаем что-то плохое. Эти маленькие дела искренней вежливости помогают строить культуру совместной жизни и уважения к тому, что нас окружает» (213).
 
Был человеком диалога и молитвы
Буковинский был человеком диалога, к которому ясно призывает Энциклика, открытым на всех. Он исповедовал и проповедовал на 4 языках: русском, украинском, немецком и польском. Это были языки рассоренных народов, но он пытался их объединить и примирить в общем доме Отца. Он проявлял уважение к достоинству каждого человека, независимо от национальности, культуры или религии. Был открыт на межрелигиозный диалог, молился с мусульманами в лагерях.
Был открыт на бедных и отверженных. Старался сочувствовать им, как и Мать Тереза.
Завтра мы празднуем в Католической Церкви Торжество Сердца Иисуса, а послезавтра – Сердца Марии, о значении которых также говорит Папа в «Laudato Si». Это богословие Сердца связано с Фатимой и желает изменить человеческие сердца.
В этом году мы вспоминаем 100-летие явлений фатимских, где Мария призывала к обращению сердца, солидарности с людьми слабыми и к прощению врагов.
Без молитвы мы не справимся с «экологическими кризисами» и человеческим эгоизмом, который их порождает.
Поэтому одна из надписей в ватиканском павильоне гласит: Молитва сокрушает все стены. Да будет так.
 
o. Александр Посацки