Папа Франциск в Святой земле – день третий (26 мая 2014)

Встреча с мусульманами на Храмовой горе. Посещение Яд ва-Шем. Встреча с верховными раввинами Израиля и визит к президенту Шимону Пересу.
Межрелигиозная встреча и иные пункты протокола папского визита заполняли утреннюю программу пребывания преемника Петрова в Иерусалиме. В 8 часов понтифик отправился на Храмовую гору, где посетил верховного муфтия Иерусалима и всей Палестины шейха Мухаммада Ахмада Хусейна. Святой Отец посетил вместе с ним Купол скалы характерный памятник исламской архитектуры с позолоченной крышей, возведенный над камнем, с которого, как верят мусульмане, Магомед вознесся на небеса. Затем Папа побывал в резиденции Центра мусульманской общины, где вместе с исламскими духовными выпил чашку кофе. Верховный муфтий поприветствовал понтифика в святом городе Иерусалиме, где, как он сказал, «живут мусульмане и христиане», призвал преемника Петрова заступиться и за тех, и за других, перед Израилем, который, по словам муфтия, нарушает их права. Святой Отец, в свою очередь, говорил о земных путях людей, которые то пересекаются, то сливаются, и среди прочего сказал:«Мы никогда не должны считать себя самодостаточными хозяевами своих жизней; нельзя ограничиваться тем, чтобы, замкнувшись в себе, отстаивать свои убеждения. Перед лицом тайны Божьей мы все убоги, все чувствуем, что всегда должны быть готовы выйти из себя, покорны зову Божьему и открыты будущему, которое хочет сотворить для нас Бог».
Свою речь Папа Франциск закончил словами:

 

«Дорогие братья, дорогие друзья, с этого святого места искренне призываю всех людей и все общины, называющие себя наследниками Авраама: будем уважать и любить друг друга, как братья и сестры! Будем учиться понимать чужую боль! Пусть никто не оскверняет имя Божье насилием! Давайте вместе строить справедливость и мир. Салам».
Следующим этапом межрелигиозной программы стало посещение важнейшей святыми иудаизма, синагоги под открытым небом – так называемой Западной стены. Это 15-метровое сооружение, более известное среди неиудеев как Стена плача, вполне вероятно, особенно в своей нижней части является остатком иерусалимского храма, построенного царем Иродом. Папу встретил служащий здесь раввин, который сопроводил понтифика к месту, где он так же, как оба его последние предшественники, вложил в щель листочек с собственноручно записанным текстом молитвы «Отче наш…» на испанском языке. Потом Святой Отец вписал в Памятную книгу слова из паломнического Псалма 122.
Затем последовала протокольная часть государственного визита главы Города-государства Ватикан: возложение цветов к могиле Теодора Герцля, основоположника сионизма, считающегося духовным отцом современного государства Израиль. Неожиданностью стала остановка у расположенного рядом памятника еврейским жертвам терроризма. Израильская пресса по этому поводу пишет, что данный пункт был включен в папскую программу по просьбе израильского премьер-министра как ответ на жест президента Переса, который, как и палестинский президент Аббас, отозвался на мирную инициативу Папы Франциска и согласился встретиться в Ватикане.

Дальнейшим пунктом папского визита стал мемориал жертвам Холокоста Яд ва-Шем, которого с особым нетерпением ожидали израильтяне. В скорбной церемонии участвовали также президент и премьер-министр Израиля. Понтифик в сопровождении двух католиков-евреев из Тель-Авива и Яффы возложил венок желто-белых цветов к урне с пеплом из крематория Освенцима. Потом заметно взволнованный Папа Франциск поприветствовал нескольких выживших, поцеловав руку каждому из них. В произнесенной затем речи преемник Петров напомнил эпизод из третьей главы книги Бытия, когда глас Божий вопрошает совершившего первородный грех Адама: «Адам (что на иврите значит «человек»), где ты?»

«На этом месте, у мемориала Шоа, мы вновь слышим вопрос Божий. В нем вся боль Отца, потерявшего сына».
«Отец знал о риске свободы, – продолжал Папа Франциск, – он знал, что может потерять сына… Но, возможно, даже Отец не мог представить Себе такое падение, такую бездну!»
«Где ты, человек? Не узнаю тебя. Кто ты, человек? В кого ты превратился? На какие ужасы ты способен? Что привело тебя к столь глубокому падению? Кто заразил тебя этой самоуверенной мыслью, что ты может стать хозяином добра и зла? Кто убедил тебя, что ты будешь богом? Ты не только истязал и убивал своих братьев; ты принес их в жертву самому себе, потому что объявил себя богом. Сегодня мы возвращаемся сюда, чтобы услышать голос Божий: “Адам, где ты?”»

«Нас одолело зло, которого прежде не было под небом, – продолжил Папа словами пророка Варуха. – И теперь, Господи, услышь нашу молитву, услышь наше прошение, спаси нас по милосердию своему, спаси нас от этого безумия».

«Дай нам благодать стыдиться того, на что мы как люди оказались способны, стыдиться того страшнейшего идолопоклонства, когда мы презрели и уничтожали тело, которое Ты слепил из грязи и оживотворил Твоим дыханием жизни. Никогда больше, Господи, никогда больше! “Адам, где ты?” Здесь мы, Господи, стыдимся того, на что оказался способен человек, сотворенный по образу Твоему и по подобию Твоему. Помни о нас в милосердии Твоем».
Затем Папа Франциск нанес визит вежливости в Главный раввинат Израиля – резиденцию обоих высших представителей иудаизма: Давида Лау, верховного раввина так называемых ашкенази, т.е. евреев Центральной и Восточной Европы, и Ицхака Йосефа, верховного раввина сефардов, связанных преимущественно со Средиземноморьем. Первый в своем выступлении говорил о ценности жизни и выразил уверенность в том, что Израиль – единственное государство, предоставляющее свободу вероисповедания приверженцам всех трех религий, представленных в Иерусалиме. Второй затронул тему Декалога: «Никто не пойдет к ближнему, если не чтит Бога и не поддерживает отношений с Ним», – подчеркнул он. Йосеф признался, что был взволнован словами понтифика, сказанными у мемориала в Яд ва-Шем, и в заключение добавил:

«Если у человека есть отношения с Богом, то он относится к другому человеку, как к брату. Добро пожаловать, Святой Отец, в святой город Иерусалим, добро пожаловать!»
Папа Франциск в ответ отметил, что христиане и иудеи призваны задавать себе глубокие вопросы о духовном смысле связи, соединяющей их:
«Пусть обоюдное познание нашего духовного наследия, признание того, что общее для нас, и взаимное уважение к том, в чем мы различаемся, направляют дальнейшее развитие наших отношений, которые мы отдаем в руки Божьи. Вместе мы сможем внести значительный вклад в дело мира; вместе мы сможем в этом быстро меняющемся мире свидетельствовать о непреходящем значении божественного замысла творения; вместе мы можем уверенно противостоять любым формам антисемитизма и различным другим проявлениям дискриминации. Да поможет нам Господь с упованием и силой духа следовать Его путями. Шалом».

Последним пункт утреней программы визита прошел в иерусалимской резиденции израильского президента. Папа Франциск впервые пообщался с Шимоном Пересом в частном порядке, а затем они вместе посадили оливковое дерево и приняли участие в официальной церемонии, которая включала выступление хора девушек. «Мы хотим построить мир, где будет царить братство», – сказал президент Перес:
«Я уже состарился, но знаю, что мечты не стареют. Верю, что жизнь новых поколений будет лучше. Вы, Ваше святейшество, прибыли сюда в паломничество и открываете нам новые двери мира! Спасибо!»
Папа Франциск продолжил тему мира и закончил свою словами:
«Господин президент, Вы знаете, что я молюсь о Вас, а я знаю, что Вы молитесь обо мне. Заверяю Вас в моих молитвах обо всех учреждениях и жителях Израиля. И особенно хочу заверить Вас в том, что горячо прошу Бога о мире и о бесценных благах, которые тесно связаны с ним, таких как безопасность, уверенность в завтрашнем дне, процветание и, что самое прекрасное, братство. Я молюсь обо всех, кто страдает из-за продолжающегося кризиса на Ближнем Востоке, чтобы как можно быстрее они обрели утешение в скорби благодаря надлежащему урегулированию конфликта. Мир Израилю и всему Ближнему Востоку. Шалом».

Встреча со священниками, монашествующими и семинаристами в Гефсимании.

«Здесь, в Гефсиманском саду, на этой земле у нас под ногами, наш Учитель переживал предсмертные муки. Эта боль так и не нашла облегчения и продолжает терзать народы и каждого человека».
Такими словами встретил Папу Франциска латинский Патриарх Иерусалимский Фуад Туаль в Базилике народов на Елеонской горе, где находится резиденция францисканской кустодии Святой Земли. Перед главным алтарем этого храма виден камень, на котором молился Иисус перед Своим арестом. В гефсиманской святыне преемника Петрова ожидали 400 монахов, монахинь и семинаристов, представлявших почти сотню различных конгрегаций. Понтифик совершил вместе с ними литургию слова (на латинском, арабском и итальянском языках). После чтения Страстей Господних по Луке он надел столу, которую полвека назад надевал его предшественник Павел VI, и начал проповедь, вкратце описав атмосферу этого места, «освященного молитвой, страданием, а потом и кровью Иисуса»:

 

«Когда пробил час, назначенный Богом для избавления человечества от рабства греху, Иисус пришел сюда, в Гефсиманский сад у подножия Елеонской горы… Мы боимся ощутить те чувства, которые испытывал тогда Иисус, крадучись входим сюда, где разрешилась драма мира.
В тот час Господь ощущал потребность молиться и быть среди Своих учеников, Своих друзей, которые следовали за Ним и полнее разделяли Его миссию. Но здесь, в Гефсимании, следование становится трудным и неясным, вверх берут сомнения, усталость и страх. Перед лицом близящихся страданий Учителя ученики относятся к Нему с разными чувствами: привязанность, отчуждение, неуверенность».

Поэтому, как сказал далее Папа, нам следовало бы спросить себя: кто я перед лицом страдающего Господа?
«Один из тех, кого Иисус просил бодрствовать с Ним, но они уснули и вместо молитвы закрыли глаза, чтобы уйти от реальности? Один из тех, кто в страхе убежал и бросил Учителя в самый трагический момент Его земной жизни? Может быть, во мне есть двуличие, фальшь того, кто продал Его за тридцать монет, кого Иисус называл другом, но он предал Его?»

Возможно, я похож на тех, кто уже начал организовывать свою жизнь без Иисуса, как двое учеников из Эммауса, либо подаюсь слабости и, как Петр, отрекаюсь от Господа? Или я на высшей ступени лестницы и, как Мать и возлюбленный ученик, стою у подножия креста, чтобы разделить боль Иисуса до конца? А, может быть, я узнаю себя среди тех, кто подражал своему Учителю и Господу вплоть до мученичества?
«Дружба Иисуса к нам, Его верность и милосердие – это бесценный дар, который придает нам мужество с упованием следовать за Ним до конца вопреки нашим падениям, ошибкам и предательствам. Но благость Господа не освобождает нас обязанности остерегаться искусителя, греха, зла и предательства, которые могут проникнуть в нашу священническую и монашескую жизнь».

Евхаристия в Горнице

В месте, где Иисус даровал таинство Своего Тела и Крови и где на первых ученик сошел Святой Дух, Папа закончил свое 3-трехдневное паломничество св. Мессой, которую отслужил вместе с католическими ординариями Святой Земле и членами своей свиты. Здание Горницы с 1948 г. принадлежит государству Израиль, но остается под управлением исламской администрации (вакф), которую возглавляет иорданский монарх. Из-за ограниченного пространства на эту часть папской программы не была допущена публика.
Папа Франциск в своей проповеди размышлял над главными основами Церкви, родившейся в Горнице как Церковь исходящая:

«Горница напоминает нам о служении, омовении ног, которое сделал Иисус, чтобы показать пример ученикам. Мыть друг другу ноги, значит принимать друг друга, быть готовыми служить друг другу, т.е. служить бедному, больному, изгою, человеку, который мне не нравится и мешает».

Источник: Ватиканское радио (cz)