Папа: Не забывайте, что первым алтарем является крест


28 февраля утром состоялась очередная общая аудиенция. Вечный город переживает катастрофу: в понедельник выпало пять сантиметров снега, который всё еще затрудняет городское движение, температура держится ниже нуля. Тем не менее, римские школьники наслаждаются дополнительными каникулами. Поэтому в среду аудиенция состоялась в зале Павла VI, в который вошло 8 000 человек, а еще 3 000 наблюдали за ней на большом экране в базилике Святого Петра, их Преемник Петра поприветствовал лично.

 

Аудиенция началась с чтения из Евангелия от Марка (6, 38-39. 41) о чудесном насыщении толпы, чуде, которое совершил Иисус, умножив пять хлебов и две рыбы, которые его ученики принесли Ему. Папа Франциск продолжил цикл катехез о богослужении. На этот раз он начал объяснять празднование самой Евхаристии, тот начальный момент, который называется «Приношение даров».

 

Затем Папа обратился к верующим через переводчика на восьми языках (французском, английском, немецком, испанском, португальском, арабском и польском), чтобы поприветствовать их и кратко изложить содержание катехезы. В приветствии, адресованном говорящим по-арабски, Папа упомянул Сирию, Святую Землю и Ближний Восток и добавил:

 

«Эта замученная земля… мы должны молиться за братьев, которые на войне, за преследуемых христиан, которых хотят выгнать из этой страны прочь! Будем молиться за этих наших братьев и сестер!»

 

Общая аудиенция закончилась совместным чтением молитвы «Ангел Господень», после которой Преемник Петра благословил всех.

 

 

 

Евхаристическая Литургия. Приношение даров

 

Катехeза Папы Франциска, 28 февраля 2018 г., аудиенц-зал Павла VI

 

Марка 6, 38-39. 41

 

Дорогие братья и сестры, добрый день!

 

Мы продолжаем цикл катехез о Святой Мессе. После Литургии Слова, о которой я говорил в предыдущих катехезах, следует конститутивная часть Святой Мессы – Евхаристическая Литургия. В ней Церковь священными знамениями воспоминает Жертву Нового завета, принесенную Иисусом на алтаре креста (см. «Sacrosanctum concilium», 47). Так как первым алтарем был крест, то приступая к алтарю, чтобы служить Мессу, мы помним о кресте, где была принесена первая жертва. Священник, который на Мессе представляет Христа, совершает то, что сделал Сам Господь и поручил ученикам на Тайной Вечери: взяв хлеб и чашу и, вознеся благодарение, подал ученикам Своим, говоря: «Примите и вкусите… и пейте: это есть Тело Мое… это есть чаша Крови Моей. Это совершайте в память обо Мне».

 

Церковь, послушная повелению Иисуса, упорядочила празднование Евхаристии таким образом, что она соответствует словам и жестам, которые Он сделал накануне Своих страданий. При приношении даров к алтарю приносятся хлеб и вино, те самые вещества, которые Христос взял в Свои руки. В Евхаристической молитве мы благодарим Бога за дело спасения, а принесенные дары становятся Телом и Кровью Иисуса Христа. Затем следует преломление хлеба и Причастие, в котором мы вновь испытываем опыт апостолов, получивших Евхаристические Дары из рук Самого Христа (см. Общее наставление к римскому Миссалу, 72).

 

Первый жест Иисуса: «Он взял хлеб и чашу», этому соответствует и приношение даров, которое является первой частью Евхаристической Литургии. Это похвально, когда дары священнику приносят сами верующие. «Хотя хлеб и вино, предназначенные для богослужения, верные уже не приносят от себя, как это делалось некогда, тем не менее, обряд их приношения сохраняет свою полноту, силу и духовное значение» (там же, 73). В этом контексте следует отметить, что при рукоположении нового священника, в момент, когда он передает епископу хлеб и вино, тот произносит: «Прими дары святого народа для Евхаристического Жертвоприношения» (Римский Понтификал, Обряд рукоположения епископов, священников и диаконов). Именно это народ Божий, приносящий дар хлеба и вина на Мессу! В символичных хлебе и вине, принесенных на алтарь, верующий народ передает свои дары в руки священника, который помещает их на «алтарь… – стол Господень, который является центром всей Евхаристической Литургии» (Общее наставление к римскому Миссалу, 73). В центре Мессы – алтарь (жертвенник), и алтарем является Сам Христос. Постоянно нужно смотреть на алтарь, являющийся центром Святой Мессы. В «плодах земли и человеческого труда» верующие, в послушании Слову Божьему, становятся «жертвой, угодной Богу, Отцу Всемогущему», Который принимает ее «на благо всей Церкви Своей святой». «Жизнь верных, их хвала, их страдания, их молитва, их труд слиты воедино с жизнью, хвалой, страданиями, молитвой и трудом Христа и с Его всесовершенной жертвой, и в этом они обретают новое достоинство» (ККЦ, 1368).

 

Наш дар – это, конечно, мелочь, но Христос нуждается в этой мелочи. Господь просит мало и дает много. Он ждет нашей доброй воли в повседневной жизни, Он просит открыть сердце и приложить усилие, чтобы стать лучше и принять Его Самого, Который дает Себя в Евхаристии. Он хочет получить от нас эти символические дары, которые становятся Его Телом и Кровью. Знаком этого сакраментального действия является ладан, который, сгорая в огне, с дымом поднимается вверх. В праздничные дни ладаном окаждаются крест, алтарь, священник и народ Божий, – этот жест делает видимой связь с жертвой Христа (ср.: Общее наставление к римскому Миссалу, 75). Давайте не будем забывать, что алтарь – это Христос, и Он неразрывно связан с первым алтарем – крестом. И на этот алтарь, которым является Христос, мы кладем малость наших даров, хлеб и вино, которые размножаются и становятся Самим Иисусом, Который дается нам.

 

Всё это выражается и молитве над дарами, в которой священник просит Бога, чтобы Он принял жертву Своей Церкви и указывает на чудесный обмен нашей нищеты на Его богатства. В хлебе и вине мы предлагаем Богу свою жизнь, чтобы она была преображена Святым Духом в жертву Христа и вместе с Ним стала единственной духовной жертвой, угодной Отцу. Этим завершается подготовка даров, и приготовление к Евхаристической молитве (ср.: там же, 77)

 

Духовность самопожертвования, которой учит нас эта часть Мессы, пусть освещает наши дни, отношения с другими, наши действия и проблемы, с которыми мы сталкиваемся, и помогает нам строить земную общину в свете Евангелия.





Источник: radiovaticana.cz