Месса – это не только память о прошлом

Месса – это память о Пасхе Христа

 

Катехеза Папы Франциска на генеральной аудиенции 22 ноября на площади Святого Петра

 

 (Гал 2, 19-21)

Рис: Заборски, Преломление хлеба



Дорогие братья и сестры, добрый день!

Мы продолжаем цикл катехез о Святой Мессе, и можем спросить себя: в чём суть Cвятой Мессы? Месса – это память Христовой Пасхальной Тайны. Она позволяет нам участвовать в Его победе над смертью и грехом, дает полный смысл нашей жизни.

 

Поэтому, чтобы понять значение Мессы, сначала необходимо понять библейский смысл «памяти». Это «не просто воспоминание о событиях прошлого, но [...] они неким образом обретают реальное присутствие в настоящем времени. Именно так Израиль понимает свое освобождение из Египта: всякий раз, когда празднуется Пасха, события Исхода присутствуют в памяти верующих, чтобы те, сообразовывали с ними свою жизнь» (Катехизис Католической Церкви, 1363). Иисус Христос, Своим мучением и смертью, воскресением и вознесением, завершил Пасху. Поэтому Месса – память Его Пасхи, Его «исход», который Он совершил для нас, чтобы позволить нам выйти из рабства и привести нас в Обетованную Землю Вечной Жизни. Это не просто память, это не так. Это больше, она делает настоящим то, что произошло двадцать столетий назад.

 

Евхаристия всегда ведет нас на вершину Божьего спасительного подвига: Господь Иисус, Который стал для нас преломленным хлебом, одаривает Своим милосердием и любовью, как это совершил на кресте, чтобы обновить наше сердце, наше бытие и наше отношение к Нему и к братьям. Второй Ватиканский Собор говорит: «Всякий раз, когда жертва Креста, в которой «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор 5, 7), приносится на престоле, совершается дело нашего искупления» (Lumen gentium, 3).

 

Каждое празднование Евхаристии – луч этого незакатного солнца, которым является воскресший Иисус. Участвовать в Мессе, особенно в воскресенье, означает участвовать в победе Воскресшего, быть просвещенным Его светом и пронизанным Его Жаром. Празднованием Евхаристии, Святой Дух дает нам участие в божественной жизни, которая способна трансформировать всё наше смертное существо. И Господь Иисус, при переходе от смерти к жизни, от времени к вечности, привлекает нас к тому, чтобы праздновать Пасху вместе с Ним. В Мессе совершается Пасха. На Мессе мы с закланным и воскресшим Иисусом, Который ведет нас вперед, в жизнь вечную. На Мессе мы соединяемся с Ним. Христос живет в нас, и мы живем в Нём. «Я сораспялся Христу, – говорит св. Павел – и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2, 19-20). Так думал Павел.

Его кровь освобождает нас от смерти и от страха смерти. Освобождает нас от господства не только физической, но и духовной смерти, которая является злом, греха, тяготящего нас каждый раз, когда мы становимся жертвой нашего или чужого прегрешения. Тогда наша жизнь загрязнена, она теряет красоту, она теряет смысл, и вянет.

 

Но Христос снова дает нам жизнь. Христос – это полнота жизни, и когда Он столкнулся со смертью, то уничтожил ее навсегда: «Воскреснув из мертвых, сокрушил смерть и обновил жизнь» (IV Евхаристическая молитва). Пасха Христа – это окончательная победа над смертью, потому что Он превратил Свою смерть в высший акт любви. Он умер из любви! И в Евхаристии хочет отдать нам Свою Пасхальную Любовь. Если мы ее принимаем по вере, то можем полюбить Бога и нашего ближнего по-настоящему, мы можем полюбить, как Он возлюбил нас, отдав Свою жизнь.

Если во мне любовь Христа, я могу полностью отдать себя другому с внутренней уверенностью, что даже если другой человек причинит мне боль, я не умру; иначе я должен был бы защищаться. Мученики отдавали свои жизни именно с этой уверенностью в победе Христа над смертью. Только испытав силу Христа, силу Его любви, мы, отдавая себя, действительно свободны от страха. Месса – участие в страданиях и смерти Иисуса, в воскресении и вознесении. Если мы идем на Мессу, это то же самое, что и идти на Голгофу. Но подумайте, представьте себе, что мы во время Мессы находимся на Голгофе и знаем, что там, Тот человек – это Иисус. Позволим ли мы себе разговаривать, фотографировать и делать из этого театр? Никогда. Ведь там Иисус! Мы бы тогда точно молчали, плакали и радовались тому, что спасены. Когда вы идете в церковь, чтобы участвовать в Мессе, подумайте о том, что вы идете на Голгофу, где Иисус отдает Свою жизнь за вас. Итак, разговоры смолкают, уже нет «театра», комментариев и всего, что отвлекает нас от красоты Мессы – триумфа Иисуса.

Я думаю, что теперь стало более понятным, как всякий раз в совершении Святой Мессы присутствует Пасха, и смысл этой памяти. Участие в Евхаристии позволяет нам войти в Пасхальную Тайну Христа и дает шанс, вместе с Ним – там, на Голгофе – перейти от смерти к жизни. Святая Месса – это вновь присутствующая Голгофа, а не спектакль.

Источник: radiovatikana.cz