ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №3(271)'18


Акт покаяния

Акт покаяния

Цикл катехез о Святой Мессе

 

Вторая катехeза Папы Франциска, 3 января 2018 г.,
аудиенц-зал Павла VI

 

 

1 Коринфянам 10, 15-17

 

 

 

 

Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Мы возвращаемся к катехезам о праздновании Евхаристии, и сегодня, в рамках начальных обрядов, мы рассмотрим Акт покаяния. Своей строгостью он подчеркивает наше отношение к празднованию Святых Тайн, достойно ли мы готовимся, исповедуя нашу греховность перед Богом и братьями. Священник призывает к исповеданию всё молитвенное собрание, потому что мы все – грешники. Что может дать Господь человеку, который уже наполнил свое сердце собой и своим собственным успехом? Ничего, потому что надменный человек неспособен принять прощение, потому что он накормил себя своей предполагаемой праведностью. Подумайте о
притче о фарисее и мытаре,
где только второй из них – мытарь – вернулся домой оправданным, так как ему были прощены грехи
(см. Лк 18, 9-14). Человек, который осознаёт свою нищету и смиренно опускает глаза, видит, что на нём останавливается милосердный взгляд Бога. Из опыта мы знаем, что только тот, кто может признать ошибку и просить о прощении, получает это прощение от других людей.

 

Если мы в тишине слушаем голос совести, это позволяет нам распознать, когда наши мысли отходят от божественного мышления, что наши слова и дела часто становятся светскими, то есть управляются решениями, противоречащими Евангелию. Поэтому в начале Святой Мессы мы совместно совершаем акт покаяния через всеобщее исповедание грехов, которое произносим от первого лица единственного числа. Каждый исповедует Богу и братьям, что он «часто грешит мыслью, словами и делами и не делает того, что должен был делать». Да, каждый исповедуется в своих упущениях, значит в том, что он пренебрег добром, которое мог совершить. Мы часто чувствуем, насколько мы опытны, потому что – как мы говорим – «мы никому не повредили». На самом деле недостаточно того, чтобы не делать другим зла, мы должны творить добро и использовать все возможности, чтобы свидетельствовать о том, что мы ученики Христа. Полезно подчеркнуть, что мы исповедуем наши грехи как Богу, так и нашим братьям – это помогает понять измерение греха, который отделяет нас от Бога и от братьев. Грех прерывает отношения с Богом и братьями, отношения в семье, обществе и общине… Грех всегда прерывает, отлучает и разделяет...

 

Слова, сказанные устами, сопровождает биение в грудь. Этим жестом мы признаём, что согрешили по собственной воле, а не по вине других. Часто бывает, что из-за страха или стыда мы указываем на другого, обвиняя его. Признание того, что виновны именно мы, нам чего-то стоит, но, когда мы искренне признаёмся, это приносит нам пользу. Но нужно исповедать свои собственные грехи. Я вспоминаю случай, о котором рассказывал мне старый миссионер: «Была женщина, которая пришла на исповедь и начала перечислять все ошибки своего мужа, затем переключилась на свою свекровь, а потом на провинности соседей. Исповедник остановил ее и сказал: „Госпожа, скажите, Вы уже закончили?” – „Нет, да, я сказала…” – „Отлично, Вы закончили с грехами других, теперь давайте перейдем к Вашим…”». Надо исповедовать свои собственные грехи…

 

После исповедания грехов мы просим «Матерь Божию, Деву Марию, ангелов и святых молиться за нас Богу». Также в этом обращении есть ценное сообщество святых – значит заступничество этих «друзей, ходатаев и помощников» (Префация от 1 ноября), – которое поддерживает нас в паломничестве к полному общению с Богом, когда грех будет уничтожен окончательно.

 

Кроме «Исповедую…» можно использовать другую формулировку акта покаяния, например: «Помилуй нас, Господи. / Ибо согрешили перед Тобою. / Яви нам, Господи, милосердие Твое. / И спасение Твое даруй нам» (ср.: Иер 14, 20). В воскресенье «обычный акт покаяния может быть заменен освящением воды и окроплением людей в память о крещении» (см. Общее наставление к римскому Миссалу, 51), которое смывает все грехи. Аналогичным образом, можно включить в акт покаяния пение «Kyrie eléison». Этим древнегреческим выражением мы прославляем Господа (Kyrios) и просим об Его милосердии (там же, 52).

 

Священное Писание дает нам сияющие примеры «кающихся» персонажей, которые после того, как они согрешили, приходят в себя и находят мужество, чтобы снять маску и открыться благодати, обновляющей сердце. Подумаем о царе Давиде и о словах Псалма ему приписываемого: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои» (Пс 51(50), 3). Подумайте о блудном сыне, который возвращается к отцу или о крике мытаря: «Боже, помилуй меня грешного» (Лк 18, 13). Подумаем также о св. Петре, Закхее, самаритянке. Сравнивать себя с хрупкой глиной, из которой мы сделаны, – это укрепляющий опыт, который учит нас рассчитывать на нашу слабость, и в то же время открывать сердце, чтобы оно воззвало к Божьему милосердию, которое меняет и обращает. Именно это мы совершаем актом покаяния в начале Святой Мессы.

































.