Дискредитированные мифы о Средневековье – мощное средство борьбы против Церкви в учебниках и блогах



Это «чудовищно несправедливо» – говорит медиевист из Оксфорда.

 

Средневековье охватывает тысячу лет и очень разные ситуации: дискредитация его в целом указывает лишь на невежество дискредитирующего.
 
Уже давно дискредитировавшие себя мифы о средневековой истории всё еще наполняют учебники и находят заинтересованных представителей в атеистическом активизме в интернете. Элеанор Паркер, преподаватель средневековой английской литературы в Брейзноз-Колледже Оксфорда, старается остановить эту скандальную ситуацию, о чём она рассказывает в интервью «Catholic Herald»: 
Элеонор Паркер, работающая в Оксфордском университете, имеет докторскую степень по средневековой литературе и является экспертом по Англии эпохи викингов. В заглавии своей статьи она просит: «Перестаньте преподавать эти бесполезные антикатолические мифы нашим детям».
 
Есть что-то связанное со словом «средневековый», что заставляет людей реагировать странно. Как недавно отмечал в «Catholic Herald» профессор Дэвид Пэтонон (David Patanon): «к сожалению, школьные учебники продолжают повторять распространенные ошибки о Средневековье, описывая его как время тьмы, невежества и предрассудков.
 
Например, в блоге Би-би-си «Bitesize», учащимся сообщают, что в средневековый период «большинство крестьян было чрезвычайно суеверными» и что средневековая Церковь ответственна за «застой» в медицинских знаниях, прежде всего из-за своей «поддержки молитв и предрассудков». Церковь якобы «выступала против прогресса» науки, «поощряя людей полагаться на молитвы святым и предрассудки» и рассказывая людям, что «болезнь была карой Божьей». Такие убеждения «приводили к фатализму и мешали исследованию возможных методов лечения».
 
Такое усеченное и неточное представление о Средних Веках и подается, как правило, в современных учебниках и СМИ. Веб-сайт «Bitesize» не является исключением, как можно было бы ожидать. Учебник по истории, одобренный «AQA» [«Assessment and Qualifications Alliance» – британской организацией, проводящей экзамены и выдающей сертификаты о научной квалификации] представляет «предрассудки и религию» как единое явление. Популярное издание «Revise GCSE History» утверждает: «У (средневековых – прим. переводчика) врачей были суеверные убеждения, они произносили заклинания при лечении пациентов и сверялись со звездами».
 
 
Истоки очернения Средневековья и его современные формы
 
Подобные источники говорят о слове «предрассудки» так, словно бы оно было ключом к пониманию средневековой истории, даже не пытаясь определить его. Этот термин, повсеместно ассоциируется в популярной культуре  со Средневековьем, хотя многие люди, которые используют его в этом контексте, имеют лишь смутное представление о том, что оно означает; очень часто оно используется ими как синоним «религии». Такое происходит и со словом «средневековый», которому приписывается значение «варварский» или «примитивный». Это чрезвычайно несправедливо по отношению к той эпохе нашей истории, которую мы называем Средними Веками, и которая охватывает тысячу лет истории, полной разнообразия.
 
Подобное самонадеянное представление о средневековом периоде уходит далеко назад, к мыслителям эпохи Возрождения, которые и придумали эту идею о Средневековье, как о периоде, который они предпочли видеть брешью невежества, разделяющей современный им мир с классическим прошлым. Использование же понятия «предрассудки» для описания религии в Средние Века является отголоском представлений определенного типа британских историков XIX века, видевших в Католицизме подозрительную иностранную религию, пригодную лишь для невежественных и наивных крестьян. Подобные предрассудки позволяли им поверить почти в любой миф о средневековой Церкви.
 
Учащимся часто преподают настоящую карикатуру на подлинную историю Средних Веков, исключительно из неприязни к христианству, которое было душой этого периода. Рисунок: Кристиан Адамс (Christian Adams), «Catholic Herald»
 
Несмотря на продвижение в серьезном изучении Средних Веков за последние десятилетия, изменившее вышеуказанную точку зрения, недавно старые клише попали в руки агрессивных интернет-пользователей и атеистов, желчно извергающих стереотипы, первоначально созданные антикатолическим фанатизмом.  Ныне, у полного предрассудков викторианского историка и «тролля» в Twitter’е общее дело. По иронии, именно те люди, которые более всего склонны характеризовать Средние Века как эпоху легковерия, жадно поглощают давно дискредитировавшие себя мифы о средневековой истории.
 
 
Средневековые монахи – ученые во всех областях
 
Проясним сразу: средневековая Церковь не запрещала научный прогресс. В Средние Века ученые и исследователи, многие из которых были монахами, использовали свое любопытство в отношении мира природы для изучения, обсуждения, размышления, теоретизирования и восхищения всеми видами обучения. Средневековые эрудиты изучали многие виды науки, в том числе те, которые теперь можно назвать астрономией, математикой, инженерией, географией, отраслями физики (такими как оптика) и медициной.

 
Сверху, Святой Исидор Севильский (560-636). Снизу, Св. Альберт Великий (1206-1280). Эти два средневековых человека были самыми мудрыми в свое время, и знатоками во всех дисциплинах, в том числе экспериментальных. Святой Альберт Великий не без основания считается покровителем ученых.

 
Они не определяли научные вопросы так же точно, как это делаем мы сегодня, и не подходили к ним с теми же методами, которые мы используем сейчас, и не всегда делали те же выводы. Научные знания и методы изменяются и развиваются со временем. Но внушать другим, что отличающиеся от наших средневековые подходы к научным вопросам были препятствием для «прогресса», признаком «застоя» ­– значит навязывать такой тип интеллектуального подчинения, которое отказывается видеть ценность любой культуры, отличающейся от нашей. Преподавание подобного отношения нашим детям школьного возраста вызывает беспокойство.
 
 
Но что же такое «предрассудки»?
 
Сам термин «предрассудки» неявно подразумевает чувство культурного превосходства. Какую ценность для преподавания истории имеет использование этого понятия, если не объясняется, что конкретно оно подразумевает? Это понятие неуместно уничижительно и одновременно слишком широко, поскольку у людей разные точки зрения на то, что они считают предрассудками.
 
То, что большинство людей подразумевает, говоря о средневековых предрассудках, вероятно, является смутной отсылкой к религиозным практикам средневекового Католицизма: паломничеству, верованиям в чудеса и реликвии святых, посещению священных источников и т.д. Однако эти практики совершались не только средневековыми крестьянами или невеждами. Общественная и интеллектуальная элита практиковала их с тем же энтузиазмом, и на протяжении веков они были неоспоримым признаком, как образованных людей, так и народной веры. Чтобы понять средневековую религию, важно попытаться понять, почему подобные практики были настолько значимы для столь разных людей, а не просто отвергать их как суеверия.
 
 
Всё творение находилось в непрерывной связи с Творцом
 
В целом мировоззрение людей, поддерживающих эти практики (при этом мы должны помнить о трудностях обобщения  периода, охватывающего тысячу лет), представляло собой такое видение вселенной, где каждая сотворенная вещь имела потенциал для получения благодати Божьей. Ничто в мире не было настолько тривиальным, чтобы не быть важным для Бога. У каждой вещи было свое предназначение и место, от планет до самого крошечного стебелька травы. Поэтому существовали благословения для каждого урожая и для орудий повседневного труда; молитвы на каждый час дня и за каждую человеческую потребность.
 
Средневековые ученые рассчитывали время и календари (включая Церковный), разрабатывали сложные теории о переплетенных циклах календарного года и движении звезд. Для обычных людей эти циклы были переплетены с их повседневной жизнью, поэтому каждый день года принадлежал святому, чья история могла вести каждого человека к Богу.
 
Именно такое видение мира стоит за чудесными историями, вызывающими сегодня у некоторых улыбку; историями, в которых святые исцеляли скот, находили пропавшие предметы и изменяли климат. Бог замечал человеческую заботу и ничто не было [для Него] незначительным, чтобы не быть возможностью для чуда. Когда люди сталкивались с серьезными трудностями, например, в болезни, не фатализм заставлял их искать помощи у Бога – это была вера, вера в Бога, Который мог вмешаться и вмешивался в мир.
 
Обязательная для того, чтобы развеять стереотипы и ложь о Средних Веках книга: «Чтобы покончить со средневековьем» Режин Перну (Régine Pernoud) (1909-1998), историка и хранительницы музея Реймса и Национального архива Франции.
 
 
Верующие и паломники: нормальные и реальные люди
 
Паломничества приносят настоящую пользу для здоровья (хотя и не так, как это объясняли христиане Средневековья). Кроме того, они также дают возможность путешествовать, встречаться с людьми и переживать глубокий духовный опыт в местах, освященных веками почитания.
 
Говорить, что средневековые крестьяне были «чрезвычайно суеверны» – это одно; легко смеяться над абстракциями. Но если прочесть средневековые хроники о больных людях, посещавших святилища, то их портреты не отражают стереотипов. Речь идет о реальных людях, мужчинах и женщинах, всех социальных классов, искавших помощи из-за сильной боли или страданий. Это истории о жертве, самоотречении и глубокой личной вере. Некоторые из их верований могут показаться чуждыми для современных людей, но их страхи и надежды – нет. Эти люди и их верования заслуживают уважения и, по меньшей мере, попытки их понять. Они освящали каждый день своей жизни; их видение мира было полно силы и смысла; а для средневековых ученых, ничто из этого не было несовместимо с наукой или обучением.
 
 
Следует избегать эмоционального языка, когда Вы говорите, как ученые
 
Никто не старается сказать, что средневековый период был совершенным, или что средневековая Церковь не имела недостатков. Но сегодня необходимо более сбалансированное мнение и понимание того, что Средневековье было периодом столь же сложным, как и любой другой период в истории, избегая при этом эмоционального и критиканского языка, таких терминов как «застой» и «суеверия». Для этого больше нет оправданий.
 
Никогда еще не было так просто получить доступ к информации о средневековом прошлом, особенно когда через несколько минут, проведенных в «Google» Вы попадаете на сайты, написанные экспертами в области средневековой науки и религии, которые не только развенчивают мифы, но и предоставляют более подробную информацию.
 
Настало время педагогам и журналистам выйти за рамки бесполезных стереотипов о Средневековье. Правда гораздо интереснее.
 
 
По материалам: «Religión en Libertad» на основе перевода Элены Фачча Серрано (Helena Faccia Serrano)