ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС


Было время, когда Голливуд восхвалял священников, а Спенсер Трейси был звездой, блестяще игравшей свои роли

 

Спенсер Трейси (Spencer Tracy), эталон актерской игры подарившей жизнь отцу Флэнегану из фильма «Город мальчиков»

 

Раньше они были героями фильмов, теперь режиссеры изображают их как мрачных людей. Почему же произошло столь радикальное изменение в наиболее общепринятом видении католического священства, предлагаемом нам кино?

Карл Шмуде, один из основателей колледжа Кэмпион, католического учреждения университетского типа, расположенного в Новом Южном Уэльсе (Австралия), анализирует этот вопрос в «Catolic Herald» в статье «Почему Голливуд стал против католических священников». Мы приводим ее ниже.

 

В истории кино фигура священника была одной из самых привычных и долгоиграющих, и по большей части эти роли исполнялись актерами из католических семей.

 

Начиная с 30-х годов XX в., католики играли важную роль в Голливуде, будучи актерами, такими как Спенсер Трейси и Джеймс Кэгни или режиссерами, такими как Джон Форд (John Ford) и Лео Маккэри (Leo McCarey). Режиссеры обращались к актерам-католикам, чтобы те сыграли священников – роль, считавшуюся сложной и деликатной. Так было в случае Бинга Кросби (Bing Crosby) сыгравшего священника в фильмах «Идти своим путем» (1944) и «Колокола Святой Марии» (1945), а также Грегори Пека, игравшего в «Ключах от Царства» (1944). Персонажи могли различаться своей индивидуальностью, могли быть разными, но общий портрет священника был постоянным: это был образ, исполненный убежденности и твердости, сострадания, мужества и зрелости суждения.

 

Последние десятилетия породили иные образы священников. В 70-х священники стали изображаться в неприглядном свете, как, например, в «Лихорадке субботнего вечера» (1977), и в двух фильмах «Экзорцист» (1973 и 1977 годов). В них они представлены тусклыми, незрелыми, а порой и мрачными. В «Лихорадке субботнего вечера» священник оставляет свое призвание. В последней сцене его брат, роль которого исполняет Джон Траволта (John Travolta), примеряя на себя его колорадку, туго повязывает ее вокруг шеи, словно петлю.

 

Столь унизительный образ священства является результатом объединения факторов, которые включают в себя: антикатолические предрассудки, усилившиеся в результате позиции Церкви по вопросам, касающихся уважения к жизни, таким как отношение к абортам; скандал, вызванный совращением малолетних со стороны некоторых священников, который нанес ущерб моральному авторитету Церкви в очень широких сферах общественной жизни, и, как ни парадоксально, в тех же самых областях сексуальной морали, которые уже подвергались культурной атаке; и, наконец, общий упадок числа героических и достойных восхищения персонажей (среди которых священники), что особенно отразилось на образе мужчин в семье и обществе.

 

В последнее время образ священника в кино несколько улучшился. Так обстоит дело, например, с фильмом «Гран Торино» (2008), в котором приветливый священник помогает конфликтному ветерану войны (Клинт Иствуд).

 

Другим примером фильма, где священники представлены более положительно является фильм «Кристиада» (2012), в котором Питер О'Тул (Peter O’Toole) играет роль доброго священника-мученика.

 

Подобные изображения священников, хотя они и могли быть идеализированы, поведали нам о культурном и религиозном восхищении священником, как жизненно-важным лидером общины. Это особенно верно в изображении священников до- и послевоенных лет.

 

 

Спенсер Трейси, актер, который мог стать священником

 

Вероятно, ни один актер не сыграл священника точнее, чем Спенсер Трейси (1900-1967). Он был родом из ирландской католической семьи. С юного возраста его вдохновляла традиционная Литургия Церкви и ее священные указания, словно величественный театр: жесты священника, тихие движения, различные цвета облачения… всё это способствовало драматической силе церемонии.

 

В «Сан-Франциско» (1936) Трейси сыграл доброго и сильного священника, бывшего другом детства владельца ночного клуба (роль которого исполнил Кларк Гейбл).

 

В «Городе мальчиков» (1938) и его сиквеле 1941 года, Спенсер Трейси играл роль отца Эдварда Флэнегана, основателя знаменитой школы и общины для бездомных мальчиков.

 

В фильме «Дьявол в четыре часа» (1961) он сыграл пожилого священника-алкоголика, жертвовавшего своей жизнью ради спасения обитателей тихоокеанского островка, пострадавшего от землетрясения.

 

После своей роли в фильме «Сан-Франциско» Трейси получал письма от атеистов, описывающих свое духовное пробуждение, которое они испытали, увидев священника в его исполнении. В фильме «Город мальчиков» Трейси построил свою роль на реальной личности самого отца Флэнегана, и поэтому, когда в 1938 он получил свой второй «Оскар», как лучший актер, то заявил, что эта премия принадлежит отцу Флэнегану и отдал ее ему.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=16&v=f-ZpgIiCeIQ

Спенсер Трейси вместе с Бетт Дейвис (Bette Davis) на церемонии вручения «Оскар» в 1939 году, который он получил за роль в фильме «Город мальчиков». На 28 секунде можно услышать, как он говорит: «Я думаю, что не могу принять эти почести за мою роль в фильме „Город мальчиков”», но я принимаю их как почести человеку, вдохновившему на создание этого фильма, отцу Флэнегану». Затем он поздравляет Бетт Дейвис, также получившую «Оскар» за роль в фильме «Иезавель».

 

Когда Трейси был ребенком, у него было желание стать священником, и очевидно, он глубоко чувствовал, что должен был стать им, а не актером; он думал, что на самом деле отверг свое настоящее призвание.

 

Трейси пережил опыт, который не является чем-то необычным в мире развлечений: ряд других актеров тоже думали в свое время о том, чтобы стать священниками. Среди современных актеров можно привести в пример Джима Кэвизела (Jim Caviezel), исполнителя главной роли в фильме «Страсти Христовы» и Мартина Скорсезе (Martin Scorsese) американского режиссера итальянского происхождения, создателя фильма «Молчание» (2016).

 

Существует немало доказательств того, что Трейси был глубоко религиозным человеком. После его смерти в 1967 году, голливудский актер и сценарист Гарсон Канин (Garson Kanin) написал это размышление о нетленном характере жизни и веры своего друга:

 

Спенсер Трейси, вместе с Гарсоном Канином в 1942 году во время записи «Стального кольца», военно-пропагандистского фильма, с целью призыва в армию.

 

«Я думаю, что символично, что он, набожный католик, и я заядлый атеист, смогли построить дружбу, которая длилась тридцать лет, и плодами которой мы наслаждались. Я вспоминаю, долгие прогулки со Спенсером, терпеливо и добросовестно защищавшим свою веру; долгие беседы, в которых он выслушивал (как только он мог это делать) другую сторону, никогда не испытывая ни капли обиды или гнева.

 

Теперь эти прогулки и беседы окончены. Если я прав, – мы должны радоваться тому наследию, которое осталось в памяти об этом несравненном актере и очень любимом нами человеке. Если же прав он, – мы должны завидовать Ангелам».

 

 

По материалам перевода Элены Фачча Серрано (Helena Faccia Serrano), Religión en Libertad