Четыре совета, чтобы преодолеть обиду, простить и стать свободным, изменяющие жизни и культуры


Мир полон мстительных культур, в которых требуется отомстить за обиды, нанесенные чести рода, коллектива, семьи, и т.д.; культур, которые хвалят и поощряют мстителей.

Запад же, сформировавшийся под влиянием христианства и библейской культуры, настаивает на необходимости прощения, которое исцеляет и позволяет начать сначала.
 
Господь наш Иисус Христос научил Своих последователей молитве «Отче наш», в которой христиане молясь к Богу, говорят: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Господь также настаивал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6,14).
 
В библейской книге Притчей (вероятно, датируемой VII в. до Р.Х.) говорится: «Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга» (Прит. 17,9). Святой Павел, в своем Послании к Ефесянам, просит христиан: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4,32), и повторяет эти слова в Послании к Колоссянам: «Снисходите (Библ.: Снисходя)  друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3,13).
 
Прощение помогает стать счастливым
 
Современная психология также отмечает важность силы прощения. «Невозможно быть счастливыми, если мы не прощаем других и самих себя. Это необходимое условие для того, чтобы иметь друзей, любить других и жить психологически здоровой жизнью. Поскольку без прощения, в нас укореняется обида – болезнь души и одно из основных препятствий на пути к счастью» – пишет Игнасио Итурбе в журнале «Hacer Familia» (Создавать семью).
 
Итурбе также отмечает, что «по мнению Макса Шеллера, обида является психической автоинтоксикацией, отравлением себя изнутри, которое зависит от нас самих. [Обида] – это поддерживаемый во времени эмоциональный ответ на агрессию, воспринимаемую, как реальную, даже если это и не совсем так. Этот ответ заключается в том, чтобы чувствовать, что Вам причиняют боль, и не забывать об этом».
 
Обида мешает действовать
 
«Проявления обиженного человека заключаются, главным образом, в его внутреннем мире; он заблокирован для действия; он закрывается в себе, становясь узником своего состояния. У него нет нужды в неприятных, агрессивных или вызывающих ответах, он может действовать с большой тонкостью, и даже с видимой деликатностью, но его сердце изранено и не отвечает свободой; оно является узником собственной обиды. Болезнь внутри и она делает свое дело, разъедая его».

 

Итурбе отмечает, что, по факту, «обижаясь на кого-то, мы даем ему власть препятствовать нашему счастью, вручаем ему ключи от него. Счастье же никогда не должно подчиняться и зависеть от обстоятельств, но мы должны обнаружить, что счастье селится у нас внутри; но нужно уметь найти его. Порвав с обидой, и выбрав прощение, мы восстанавливаем свободу».
 
Это вопрос не чувств, а воли
 
Следует иметь в виду, что хотя обида и относится к области чувств, прощение больше связано с волей. «Каждый раз, когда мы прощаем, мы выбираем отказаться от морального долга, который другой принес своим поведением, т.е. мы освобождаем его, как должника».
 
Хулио Лоренсо Рего, автор книги «Терапия прощения в ожесточившемся обществе» (исп.: Laterapíadelperdónenunasociedadendurecida), дает 4 совета, чтобы преодолеть обиду.
 
1. Поставить себя на место другого
 
Следует научиться ставить себя на место другого, прежде, чем судить о его поступках. Почти у каждой человеческой позиции и поведения есть объяснения.
 
2. Думать о том, что другой, возможно, нуждается в помощи
 
Если на нас напали, то это проблем нападавшего, поскольку именно он поступил плохо. Но мы должны быть открыты прощению, и, более того, протянуть ему руку, потому что он нуждается в помощи, и, возможно, в нашей.
 
3. Понять, что мы можем решать
 
Я должен ясно понимать, что никто не может причинить мне вреда, если я этого не хочу. В наших руках возвести барьер перед обидами.
 
4. Не искать преувеличенного совершенства
 
Никто не совершенен, и человеку свойственно ошибаться. Иногда проблемы возникают из-за поиска преувеличенного совершенства в других, тогда как все мы способны заблуждаться.
 
Пусть культура прощения станет чем-то обычным, а не исключительным
 
В разные времена и в разных странах, христианство всегда пыталось создать «культуру прощения», чтобы общество было более пригодным для жизни, более гуманным и менее ожесточенным.
 
Эта культура прощения – одно из основных нововведений, проповедуемых миссионерами в регионах, где господствует культура мести. Она также стала контркультурой на нынешнем материалистическом, алчном Западе, сосредоточенном на конкуренции, и полном израненных и обиженных людей, которые часто являются детьми разрушенных семей.
 
Культура прощения видит прощение чем-то обычным, а не исключительным. В своей статье (при написании которой его консультировал Хулио Лоренсо Рего), Игнасио Итурбе приходит к выводу, что «для этого необходимо быть готовым увидеть лучшее в сердце другого и быть способным сказать ему: “Я знаю, что ты не таков; знаю, что ты намного лучше, и я прощаю тебя”, желая лучшего для того, кто ошибся и обидел нас».

 

 

 

По материалам: Religión en Libertad