Рецензия на фильм «Молчание» Мартина Скорсезе


Фильм «Молчание» Мартина Скорсезе (Martin Scorsese), рассказывающий о христианских мучениках в Японии, и о иезуитах, которые были с ними, вызвал смешанную реакцию в католических кругах.

Защитники фильма утверждают, что в нем нет реального вероотступничества, а только притворное и принудительное
, и что в фильме все христиане сохраняют свою веру и продолжают любить Христа и уповать на Бога, невзирая на все ужасы, в которых они живут. Так об этом фильме пишут Пабло Хинес (Pablo Ginés) на «Religión en Libertad», Хуан Мануэль де Прада (Juan Manuel de Prada) на «Osservatore Romano», а также священник, киноэксперт Пейо Санчес (Peio Sánchez) в своем блоге. Вторым аргументом в пользу своей позиции, они используют то, что как книга, так и фильм, концентрируются на финальном этапе гонений, во время которого уже почти не было оставшихся в живых священников.

Критики же, среди которых Эстанислао Мартин (Estanislao Martín) с «Forum Libertas», а также Его Преосвященство Епископ Сан-Себастьяна Хосе Игнасио Мунилья (José Ignacio Munilla), отмечают, что Скорсезе вложил в фильм свой «релятивистский менталитет», и не рекомендуют его к просмотру тем, кто не является киноэкспертом. В программе «Шестой континент», прелат рассказал о своих впечатлениях от фильма, как сообщает «Aciprensa».
 
В частности, Его Преосвященство заявил, что фильм является проекцией «истерзанного разума» и «релятивистского менталитета» режиссера.


Одна свечаБогу, адругая - дьяволу

 
«Фильм – “является проекцией истерзанного разума Мартина Скорсезе” – говорит Его Преосвященство Епископ Мунилья. «Разума, который внутренне разделен, у которого нет единства жизни, в котором множество несоответствий, он ставит одну свечу Богу, а другую – дьяволу. В итоге, [режиссер] делает фильм, в который проецирует свой внутренний кризис» - продолжает он.
 
Фильм «Молчание» повествует о преследовании католических миссионеров в Японии XVII века и о кризисе веры главного героя. Ведущие роли в фильме исполнили Эндрю Гарфилд (Andrew Garfield), Адам Драйвер (Adam Driver), Таданобу Асано (Tadanobu Asano), Киаран Хайндс (Ciarán Hinds) и Лиам Нисон (Liam Neeson). Съемки проходили на Тайване с января по май  2015 года.

 
Свидетельство верности иезуитов

 
Его Преосвященство Епископ Мунилья объяснил, что фильм «разочаровал» его потому, что он искажает события о мучениках того времени, выставляя их вероотступниками. «Отцы иезуиты, первыми дали свидетельство веры во время этих мучительных испытаний, и, разумеется, вероотступничество никогда не преобладало [над верностью вере]»  - заявил он.


 
«Согласно задумке фильма, на мученичество шли самые простые верующие, у которых не было ни богословского, ни культурного образования. Но иезуиты, которые были лучше образованы, в конечном счете, отрекались от своей веры. Так, словно зрелая вера иезуитов могла позволить им провести такое разграничение: “я – вероотступник снаружи, но внутри я продолжаю быть христианином; менее же образованные люди должны идти к полноценному мученичеству”. Все это исторически полная ложь. В те времена, миссионеры, проповедовавшие народу, первыми открывались мученичеству, первыми шли на него»  - поясняет Его Преосвященство.

 
«Мученичество – это благодать»

 
Епископ также заявил, что сцена, в которой Сам Иисус Христос просит отца Родригеса (Rodrigues) отречься от веры и наступить на Его образ абсурдна.
 
«Мученичество – это благодать. Когда приходит такой момент, Иисус дает нам благодать, чтобы мы не впали в грех вероотступничества. Этот безвозмездный дар, который превосходит наши силы, Бог даст нам в той мере, в которой мы верны и смиренны» - прояснил он.

 
«Беспорядочный» фильм

 
Прелат повторил, что фильм «Молчание» является «беспорядочным» фильмом. В его сути «спроецирован релятивизм наших дней».
 
Этот релятивизм выражается и в том, что дьявол подбрасывает героями идею, что якобы твердость и убежденность в истинности своей веры совсем необязательно показывать и защищать, если за этим последует непонимание со стороны общества и, тем более, гонения. Дьявол пытается убедить героев, словно совершенно неважно какому богу служить, если все равно есть только один Бог, как бы Его не называли; пытается подтолкнуть героев к тому, чтобы они считали, что можно служить Будде или иному другому «богу», главное просто внутренне верить в Него. Но это полная ложь.
 
«Говорить внутри себя “да, я христианин”, но не показывать этого своими делами [одним из которых является вероисповедание истинности своей веры] – это проекция релятивизма того, кто хочет построить жизнь без внутренней согласованности: заключить завет с Иисусом Христом, но вместе с тем – также и завет с миром. Вот, что выражается в этом фильме» - резюмировал Епископ Мунилья.
 

 

 

По материалам: Religión en Libertad