ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС


Огонь пришел Я низвести на землю



По случаю Торжества Пятидесятницы «InfoCatólica» поделилась со своими читателями фрагментом чудесного творения Дома Геранже «Литургический год», перевод которого мы приводим в качестве комментария к Литургии этого Торжества.

Дом Проспер Геранже (Сабле, 1805 – Солем, 1875), был литургистом и реставратором бенедиктинского ордена во Франции. Он был рукоположен в 1827 году. Восстановил древний приорат Солема, которым стал руководить в 1833, и в котором осуществил проект по восстановлению Бенедиктинского Ордена. Добился возведения Солема в ранг аббатства. Дом Геранже – первый аббат Солема (1837) и настоятель Конгрегации во Франции, ставший душой литургического движения. Среди его основных работ стоит упомянуть «Литургические институты» (1840-1851) и «Литургический год» (1841-1866).
 
Ниже мы приводим отрывок из «Литургического года» (основные места выделены для легкости чтения сайтом «InfoCatólica»).
 
***
 
Великий день, доводящий до завершения Божьи труды над человеческим родом, наконец, просиял в мире. «Наступил, как говорит Святой Лука, день Пятидесятницы» (Деян. 2, 1). Со времени Пасхи утекло семь недель; и вот – день, который за ней следует и составляет таинственное число пятьдесят. Этот день – Воскресенье, посвященное воспоминанию создания света и Воскресения Христа; на него будет наложен последний оттиск [творения – прим. переводчика], и благодаря ему мы получим «полноту Божью».
 
ЕВРЕЙСКАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦА – В царстве цифр, Господь уже отметил славою пятидесятый день. Израиль, под эгидой Пасхального Агнца, прошел через воды Красного Моря. Семь недель он провел в этой пустыне, которая должна была привести его к Земле Обетованной, а, на следующий день после этого, наступил день, когда был скреплен договор между Богом и Его народом. Пятидесятница (пятидесятый день) была отмечена обнародованием Десяти Заповедей Закона Божьего, и великое напоминание об этом сохранялось у Израиля в ежегодном праздновании этого события. Но, так же как и Пасха, Пятидесятница была пророческой: должна была состояться вторая Пятидесятница для всех народов; подобно тому, как была вторая Пасха для спасения человеческого рода. Пасха, со всем своим триумфом – для Сына Божия, Победителя смерти; а Пятидесятница – для Святого Духа, Который во время нее вошел в мир, как законодатель, двигая его вперед в соответствии со Своим Законом.
 
ХРИСТИАНСКАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦА – Какая разница существует между этими двумя праздниками Пятидесятницы! Первая – о диких скалах Аравии, где среди грома и молний на двух каменных табличках был выгравирован закон; вторая – в Иерусалиме, на который еще не пало проклятие, поскольку он до тех пор, всё еще содержал зачатки нового народа, на который должен был распространить свое владычество Дух Любви. В эту, вторую Пятидесятницу, небо не потемнело, не слышны удары молний; сердца людей не окаменели от страха, как у подножия горы Синай, но бьются от ощущения раскаяния и действия благодати. Божественный огонь воцарился среди них, и этот огонь опалит всю землю. Иисус говорил: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!». И вот настало время, и Тот, Кто в Боге есть Любовь, вечный и несотворенный, сошел с Небес, чтобы исполнить милосердный замысел Эммануила.
 
ДЫХАНИЕ СВЯТОГО ДУХА – Но настал час, третий час, час, предназначенный для вечности, и замысел Трех Божьих Лиц, задуманный и определенный прежде всех веков, был открыт и исполнен. Подобно тому, как Отец, извечно рождающий Сына, послал Его в этот мир, чтобы воплотиться в полночь в лоне Марии – так же, Отец и Сын посылают в третий час на землю Святого Духа, Который исходит от Них Двоих, чтобы до конца времен исполнять на ней миссию создания Церкви, Невесты и Владения Христа, помогать ей и поддерживать ее; спасать и освящать души.
 
Внезапно стал слышен сильный ветер, исходящий с Небес; чей шум, ворвавшись снаружи, наполнил своим могучим дыханием Горницу Тайной Вечери (где находились ученики – прим.).Вскоре толпа, состоящая из обитателей Иерусалима и приезжих, окружила здание, расположенное на горе Сион. [Сошедший Дух] сотряс всё [вокруг], взволновав 120 учеников Спасителя, и показав, что ничто не может сопротивляться Ему. Иисус говорил о Нем: «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь» (Ин. 3,8). Это словно невидимая Сила, сотрясающая [всё до самой] бездны, до морских глубин, и поднимающая волны до небес. В дальнейшем этот Ветер, во всех смыслах облетит вокруг земли, и ничто не сможет избегнуть Его власти.
 
ЯЗЫКИ ОГНЕННЫЕ – Святое собрание, полностью поглощенное восторгом ожидания, сохраняло одну и ту же позу. Пассивно ожидающее действий Божественного Посланника, оно вверило себя Ему. Но порыв [ветра] был не более, чем подготовкой для тех, кто находился внутри Горницы, и вместе с тем – призывом для находящихся снаружи. Неожиданно начался тихий дождь, распространившийся внутри здания, огненный дождь, как говорит Святая Церковь: «горящий, но не обжигающий; святящий, но не поглощающий» (Респонсорий на четверг Пятидесятницы); пламя в форме языков сошло на головы каждого из ста двадцати учеников [Господних]. Так Дух Божий воцарился в собрании, почив на каждом из его членов.
 
Церковь более находилась не только в Марии; она стала также находиться во ста двадцати учениках. Все они теперь принадлежали Духу Святому, сошедшему на них: началось Его Царство, оно было возвещено и готовились новые завоевания.
 
Восхитимся же символом, выбранным для совершения этих Божественных преобразований. Явивший Себя во время Крещения в Иордане под видом прекрасного голубя, ныне предстает под видом огня. В Божественной сущности Он является Любовью. Но Любовь состоит не только из сладости и нежности – она пламенеет, как огонь.Теперь, когда мир вверен Святому Духу, необходимо, чтобы он горел, и чтобы это пламя не гасло никогда. Почему же была выбрана форма языков? Не потому ли, что слово – это средство распространения этого Божественного огня? Ведь эти сто двадцать учеников будут говорить о Сыне Божьем, ставшем человеком и Искупителем всех; о Святом Духе, Который обновляет наши души, и о Небесном Отце, Который любит и усыновляет их. И слово их будет воспринято великим множеством. Все, принявшие Его, будут объединены в одной и той же вере, и собрание, которое они образуют, будет названо Католической, Вселенской Церковью, распространенной повсюду и на все времена. Иисус сказал: «Идите, научите все народы». Дух же приносит с Небес на землю язык, который заставит громко раздаваться эти слова, а также Божью и человеческую Любовь, которая должна его вдохновлять. Этот язык и эта Любовь, распространившаяся среди первых учеников, с помощью Духа, будет передаваться ими другим до конца времен.
 
ДАР ЯЗЫКОВ – Однако, кажется, существует препятствие на пути к этой миссии. Начиная с Вавилонского смешения, человеческий язык разделился, и слова одного народа не понимались другим. Как же тогда слово сможет стать инструментом завоевания стольких стран и как оно сможет объединить в одну семью столько племен, которые не знают друг о друге? Не бойтесь: Всемогущий Дух уже предвидел это. В этом священном «опьянении», вдохновившем 120 учеников, Он удостоил их дара понимать всякий язык и заставлять понимать себя самих. В тот самый момент, в этом возвышенном восторге, они попытались говорить на всех языках земли; и языки, равно как и их восприятие; не только давались им без труда, но и с упоением этой полнотой слова, которое установит новую общность между людьми. Дух любви за мгновение преодолел разделение Вавилона, и изначальное братство восстановилось с единством языка.
 
Как красиво ты являешь себя, Церковь Божия, делаясь осязаемой Божественным действием Святого Духа, трудящегося в тебе безгранично! Ты напоминаешь нам о замечательном зрелище, которое предлагала земля, когда человеческая раса говорила не более, чем на одном языке. Но это чудо не ограничивается днем Пятидесятницы, оно не сводится к жизни лишь тех, в ком оно проявилось в тот момент. Когда проповедь Апостолов будет угасать, ты (Церковь – прим.) не перестанешь говорить на всех языках до конца времен, потому что ты не ограничена пределами одной страны, но ты обитаешь во всем мире. Повсюду будут слышны исповедания одной и той же веры на разных языках каждой страны, и, таким образом, чудо Пятидесятницы, обновленное и трансформировавшиеся, будет сопровождать тебя до конца времен, и будет одной из твоих главных характеристик. Поэтому Святой Августин, обращаясь к верным, говорит эти восхитительные слова: «Церковь, распространенная среди всех народов, говорит всеми языками. Что есть Церковь, как не Тело Христово? В этом Теле, каждый из вас есть член. Если же вы являетесь членами Тела, которое говорит на всех языках, то и вы можете считать себя сопричастниками этого дара». На протяжении веков веры, Церковь, являющаяся единственным источником подлинного прогресса человечества, достигла еще одного: она добилась объединения в одном единственном языке всех народов, которые она завоевала. Латинский язык на протяжении долгого времени был связующими узами цивилизованного мира. Несмотря на расстояния, этому языку могли доверять все существующие отношения между различными народами, научные и торговые связи частных лиц… Никто из говорящих на этом языке не считался чужаком на всем Западе.
 
Великая ересь XVI века «избавила» народы от этого общего блага, так же как и от стольких других. Европа, разделенная на протяжении долгого времени, ищет этот общий центр, который только Церковь и ее язык могут ей предложить, и не находит его. Но вернемся же в Сионскую горницу, чьи двери все еще не открылись, и снова поразмышляем над чудесами, которые делает в ней Дух Божий.
 
МАРИЯ В СИОНСКОЙ ГОРНИЦЕ – Наш взгляд инстинктивно обращается в сторону Марии, теперь, более, чем когда-либо «полной благодати». Могло бы показаться, что после стольких безмерных даров, которыми Она была щедро одарена в своем Непорочном Зачатии; после сокровищ святости, которые излило на Нее присутствие Воплощенного Слова за те девять месяцев, которые Она носила Его в Своем лоне; после тех особых благодатей, которые Она получила, чтобы трудиться и страдать в единстве со Своим Сыном в деле Искупления; после всех тех благ, которыми обогатил Ее Иисус; после славы Его Воскресения, что небо исчерпало средства, которыми могло бы одарить простое творение, хоть и возвышенное в вечных планах Бога.
 
Но нет. Совсем наоборот. Сейчас для Марии началась новая миссия: в этот момент от Нее рождается Церковь. Мария только что произвела на свет Невесту Своего Сына, и на Нее ложатся новые обязательства.
 
Иисус только что взошел на Небо, оставив Ее на земле, чтобы Она обильно поливала своей материнской заботой этот нежный плод. Как же волнующе и славно детство нашей любимой Церкви, полученной из рук Марии, вскормленной Ею и поддерживаемой Ею с самых первых ее шагов в этом мире! Поэтому потребовалась новая Ева, настоящая «Матерь живущих», новое умножение благодати, чтобы ответить на эту миссию. Поэтому именно Она, является первым адресатом благодеяний Святого Духа.
 
Он (Святой Дух – прим.) оплодотворил ее раннее, чтобы Она стала матерью Сына Божия; в этот же момент Он делает Ее Матерью христиан. «Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего» (Псалом 45), как говорил Давид. Дух любви ныне исполнил предсказание Христа, умирающего на Кресте, когда Тот указав на ученика, сказал: «Жено! Се, сын Твой». Время пришло, и Мария получила чудесную полноту этой материнской благодати, которая начала действовать тогда, и которая будет сопровождать Ее даже на царском троне, даже когда Церковь достаточно разовьется, и Она сможет покинуть эту землю, поднявшись на Небеса, и приняв возложенную на нее корону.
 
Давайте же созерцать эту новую красоту, которая появляется на лице Той, Которую Господь одарил вторым материнством:эта красота – шедевр, который в этот день создает Святой Дух. Небесный огонь воспламеняет Марию, и новая любовь возгорается в Ее сердце: Она полностью захвачена новой миссией, ради которой осталась на земле. На Нее низошла апостольская благодать. Пламенный язык, который Она получила, не будет использован в публичных проповедях, но Она будет говорить им, обращаясь к Апостолам; будет вести и утешать их в их тяготах. Обращаясь же к слуху верных, Она будет говорить так же сладостно, как и сильно, что они почувствуют неодолимое притяжение к Той, Кого Господь преисполнил Своих милостей. Подобно щедрому молоку, Она даст первым верующим Церкви крепость, которая заставит их побеждать под атаками врага, и вырвет их из его рук, и подобно Стефану, положит начало благородному делу мучеников.
 
АПОСТОЛЫ – Давайте же посмотрим теперь на Апостольское собрание. Что произошло после пришествия Святого Духа к этим мужчинам, которых мы уже находим отличными от себя самих после сорока дней проведенных со своим Учителем? Не чувствуете ли вы, что они преобразились, что Божественный жар охватил их, и что через несколько коротких мгновений они отправятся на завоевание мира? В них уже исполнилось всё то, о чем возвещал им их Учитель. В самом деле, на них низошла сила Всевышнего и вооружила их на битву. Где те, кто дрожал перед врагами Иисуса, те, кто сомневался в Его Воскресении? Истина, которую предсказывал им их Учитель, теперь ясна для их разума; они видят и понимают всё. Святой Дух дал им веру самой возвышенной степени, и они горят желанием излить эту веру на весь мир. Будучи далеки от страха, отныне они готовы противостоять всем опасностям, проповедуя всем народам Имя и Славу Христа, как Он и повелел им.

 

 

Дом Проспер Геранже, «Литургический год», Пятидесятница

 

По материалам: InfoCatólica