Мы на Facebook    

Отец Августин Антоний Станканинец

Отец Августин    Станканинец

Одним из греко-ктолических священников служивших в советское время в Казахстане был иеромонах Августин (Антоний) Станканинец ЧСВВ (Василианин), доктор теологических наук (защитил докторскую диссертацию в Григорианском университете в Риме). Пройдя через сталинские лагеря, о. Антоний Станканинец в течение 34 лет (1957 – 1991 гг.) служил верующим в Казахстане: в Караганде, Чу, Чарске (Шаре), п. Новотроицком (п. Толе Би, Джамбульской обл.) и во многих других местах. Митрополит Иосиф Слипый (предстоятель Украинской Греко-католической Церкви в 1944 − 1984 гг.) встречался с о. Антонием Станканинцем в заключении. Как вспоминал митрополит, о. Антоний Станканинец в своих убеждениях остался верен Греко-католической Церкви.
Родился Августин Станканинец 21 июня 1905 года  в многодетной семье служащего Дионисия Станканинца и Елизаветы Шнайдер в Ужгороде.  Родители были глубоко верующими людьми и так же воспитывали своих детей. Посеянные родителями зерна веры дали плоды: два сына Августин и Иосиф стали священниками. Августина после получения начального образования родители отдали в Ужгородскую гимназию, которую он окончил в 1921 году. В гимназии он также получает и углубленное духовное воспитание.
Следующим шагом стало вступление в Орден Святого Василия Великого. Монашескую жизнь Августин Станканинец начал в Мукачевском монастыре отцов Василиан на Чернечей горе. Он выбрал монашеское имя – Антоний.  Новициат в монастыре проходил вместе с будущим Хайдудорогским епископом Николаем Дудашем под руководством чрезвычайно набожного магистра о. Глиба Кинаха. Закончив новициат, 27 октября 1922 года, он приносит первые монашеские обеты.  2 октября 1927 года в монастыре в Кристинополе над Бугом (с 1951 года г. Червоноград Львовской обл.) брат Антоний Станканинец принял пожизненные монашеские обеты.
В 1927 году, Протоигумен Львовской провинции отослал брата Антония на обучение в Рим (Италия), где он учился до 1931 года в Григориальной греко-католической семинарии «Коллегиум Рутеникум».  Получив семинаристское образование в Григорианском университете, он продолжил свое обучение и защитил докторскую диссертацию, и ученый совет университета присвоил Антонию Станканинцу ученую степень доктора теологических наук.
В 1930 году Антоний Станканинец был рукоположен в священники греко-католическим епископом Петром Гебеем. Свое священническое и монашеское служение о. Антоний нес в Мукачевском монастыре.  В течение последующих лет, находясь в различных василианских монастырях, о. Антоний выезжал с миссионерской деятельностью в греко-католические общины Мукачевской и Прешовской епархий.
С 1934 по 1935 годы Антоний Станканинец был редактором Василианского журнала «Благовісник», в котором печатал и свои статьи. Во время допросов службами безопасности, между прочими обвинениями, о. Станканинцу был предъявлен № 2 этого журнала за 1935 год, в котором была опубликована его статья, осуждающая коммунистическую партию и советскую действительность.
13 ноября 1940 года Папа Пий XI подписал декрет, согласно которому монахи ЧСВВ, которые проживали на территории Венгрии, делились на три группы: венгерскую, русинскую и румынскую. «Русинскую группу возглавил о. Антоний-Августин Гам-Станканинец ЧСВВ». (Циркуляр єпархії Мукачівської, VI, 1940).
В 1939 году о. Антоний Станканинец был выселен мадьярскими войсками с территории Закарпатья и помещен в монастыре в с. Повч (Венгрия), где пробыл до 1941 года, после чего вновь вернулся в Мукачевский монастырь. Находясь в с. Повче, настоятель монастыря Евчак, показал о. Антонию Акт венгерских оккупационных войск, где было указано, что Станканинец выселен из Закарпатья за то, что во время наступления венгерских войск в 1938 году на г. Мукачево, подговаривал Чехословацкие войска взять в плен венгерский танк. Однако такого, по словам о. Антония, никогда не было.
В начале 1941 года, согласно распоряжению хортистского комиссара Закарпатской Украины Миклоша Козмы, о. Антоний Станканинец и члены возглавляемой им группы русинских василиан были высланы в Трансильванию (историческая область Румынии) в с. Никула. Венгерские власти обвинили василиан в антимадьярской деятельности, которая заключалась в том, что они не пропагандировали мадьяризацию закарпатского населения. В мае 1942 года, после смерти комиссара М. Козмы, о. Станканинцу, вместе с другими отцами, было разрешено вернуться в Закарпатье.

С августа 1944 г. по март 1947 г. отец Антоний Станканинец проживал в Мукачевском монастыре, был помощником игумена и заведовал монастырской библиотекой. По поручению игумена о. Ивана Сатмария ЧСВВ, показывал гостям ценную литературу, хранившуюся в монастырской библиотеке. Был преподавателем литургики для монахов.
С установлением Советской власти в Закарпатье началось гонение на Греко-католическую Церковь. Многие приходы были переданы православным. В селе Тростник на Виноградовщине священник Корнелий Елеш (1919-1945 гг.) выехал в Венгрию к своим родственникам. Пользуясь случаем, сотрудники КГБ вместе с местными властями попытались организовать инициативную группу (двадцатку), которая подписала бы заявление о перерегистрации Греко-католической Церкви в Православную. Когда это не удалось, они закрыли Церковь, а позже передали ее православным.
7 апреля 1945 года, по поручению епископа Теодора Ромжи, о. Антоний на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совершил богослужение в с. Тростник,  тогда еще семинарист Ужгородской духовной академии о. Михаил Маслей так описывает те события: «... Нашу Церковь передали православным. Об этом я как семинарист семинарии сообщил епископу. Вскоре к нам прибыл о. Антоний Станканинец ЧСВВ с задачей, чтобы по просьбе верующих вернуть незаконно отобранную у них Церковь. В воскресенье, рано утром, в сопровождении верующих, мы пошли в Церковь. Дождавшись конца богослужения утрени, попросили православного священника оставить Церковь. Он уже был согласен сделать это. Но в Церковь вбежали шесть человек и подсвечниками из иконостаса начали бить нас. Верующие, выведя нас из Церкви, смыли кровь с наших ран, и мы в присутствии сотни верующих отправили св. Литургию во дворе школы напротив Церкви» (Благовісник. - № 11. - 1994).
Осенью 1946 года, по поручению Совета Министров УССР, в Мукачевском монастыре была проведена проверка библиотечной литературы, с целью выявления книг антисоветского характера. Поскольку о. Антоний был заведующим монастырской библиотеки, как он признался во время допросов, около сотни экземпляров, которые могли вызвать подозрение, он спрятал в архиве монастыря незадолго до проведения проверки. Однако все книги о. Станканинец скрыть не успел. Проверка проводилась во время нескольких дневных визитов госработников. Не раз отца Антония заставали за работой в библиотеке. Наконец те, кто до сих пор осуществлял поверхностный осмотр литературы заметили, что размещение книг в библиотеке изменено и некоторых экземпляров не хватает. После повторной проверки из библиотеки было изъято около 40 книг антисоветского содержания. Это заинтересовало ревизоров и в дальнейшем, из монастырской библиотеки было изъято около 5000 книг.


24 марта 1947 года советская власть передала Мукачевский монастырь православной епархии, а 32 монаха, проживающие в нем, были переведены в Имстичивский монастырь. Епископ Теодор Ромжа назначил о. Антония Станканинца настоятелем в с. Сусково Свалявского района. Этот приход был свободен в связи с отъездом настоятеля о. Ивана Ревт (1930-1946 гг.) в Венгрию. Отец Антоний, удовлетворяя духовные потребности верующих с. Сусково, проводил миссионерскую работу среди верующих других сел, таким образом, препятствуя власти в осуществлении ее планов по ликвидации Греко-католической Церкви. Когда сотрудники КГБ предложили ему воссоединиться с русским православием, он отказался, и 5 апреля 1949 года о. Антония Станканинца арестовали.
В постановлении об аресте о. Антония Станканинца от 30 марта 1949 года было сказано: «В апреле 1945 года, с целью насильственного захвата помещения православной церкви села Тростник... совместно с кулацкими элементами этого села спровоцировал реакционную часть греко-католиков на открытую борьбу против православного населения и тогда, во время богослужений, посредством шантажа и агитации, организовал «антисоветскую волынку» в этом же селе.
Отец Антоний среди заключенных в Карлаге.  В первом ряду третий справа.



В результате организованной «антисоветской волынки», участниками был избит председатель сельсовета коммунист Н.Н.
В настоящее время Станканинец, будучи священником в с. Сусково, проводит нелегальные собрания студенческой молодежи, которую под прикрытием обучения религии, обрабатывает в антисоветском духе».
В начале допросов о. Антоний скрывал свое пребывание в Италии, Румынии и Галиции. Однако во время следующих допросов признался в этом. О том, почему он скрыл свое пребывание в вышеупомянутых странах, о. Антоний Станканинец сказал следователю следующее: «Исходя из прочитанных мною статей в советской прессе о том, что Рим и Ватикан ведет враждебную политику по отношению к Советскому Союзу, я намеревался скрыть от расследования свое пребывание в Риме в прошлом... о своем пребывании в Румынии и западных регионах Украины я промолчал потому, что не хотел, чтобы следователи интересовались лицами, с которыми я там общался, а так же, когда и с какой целью я там был и чем занимался».  Однако позднее, в одном из протоколов допросов, появляется перечень лиц, с которыми о. Антоний находился за границей.  Закарпатский областной суд от 23-24 мая 1949 года осудил о. Антония Станканинца на 25 лет лишения свободы, с конфискацией имущества.
Отец Антоний Станканинец был направлен в лагеря ГУЛАГа Казахской ССР, где его труд использовался на строительных работах в пос. Рудник и городах Джезказган и Экибастуз. Во время работы в каменоломне осколком травмировал глаз. После удаления поврежденного глаза о. Антоний работал на кухне.

28 июля 1957 года  о. Антония освободили из-под стражи, но ему было запрещено возвращаться домой. Тогда он поехал в Караганду, где в то время находились и священники Мукачевской греко-католической епархии: епископ Александр Хира, капитульный викарий Мукачевской епархии о. Николай Мурани и о. Стефан Бендас. Отец Стефан Бендас по поручению о. Николая Мурани ознакомил о. Антония с латинской Литургией, и под его же руководством о. Антоний в августе 1957 года совершил свою первую св. Литургию западного обряда.
Через некоторое время о. Антоний переезжает в г. Чу Джамбульской области, где служит для местных немцев-католиков.  В течение трех лет, в часовне города Чу, вместе с о. Антонием Станканинцем совершал богослужения иеромонах отцов редемптористов греко-католик о. Юрий Потерейко.  Позднее о. Юрий Потерейко, после переезда из Чу в Алма-Ату, в течение многих лет служил в местном приходе.  А о. Антоний Станканинец, со временем, переезжает в п. Новотроицкое (в настоящее время п. Толе Би Джамбульской области). Здесь верующие имели отдельный молитвенный дом, в котором о. Антоний проводил богослужения.
Начиная с 1965 года о. Антоний Станканинец приезжает на богослужения в г. Чарск (г. Шар в Восточном Казахстане). На богослужениях в 1965 году присутствовало около 150 человек. Эту общину он обслуживал в течение 10 лет, приезжая на 2-3 дня один раз в год, а иногда и в два года.  Посещал также г. Фрунзе (г. Бишкек) и г. Кант в Киргизии.  Был на похоронах греко-католического епископа Александра Хиры в Караганде в 1983 году.

После 34-летней ссылки благодаря легализации Греко-католической Церкви в Закарпатье о. Антоний Станканинец 5 сентября 1991 года возвращается домой. Поселившись у своей сестры Магдалины Сливки в Ужгороде, он активно участвует в обслуживании духовных потребностей верующих, помогает организовывать церковные общины. Но состояние его здоровья стало ухудшаться, и он был вынужден уйти на пенсию и как священник.
На основании ст. 1. Закона Украинской ССР «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» от 17 апреля 1991 года о. Антоний Станканинец был реабилитирован 29 октября 1991 года.
В 1995 году состоялась каноническая визитация всех подпольных василиан на Украине. Визитацию осуществлял Протоархимандрит Василианского Ордена о. Исидор Патрило. По его указанию, в июле 1995 года о. Станканинец, тяжело больной и нуждающийся в постоянной опеке, был направлен в Бучачский монастырь (Тернопольская область). Даже в этом он проявил монашеское послушание и полное посвящение своей жизни высшим целям.

В письме от 30 сентября 1998 года к епископу Мукачевской епархии Иоанну Семедию, игумен Бучачского монастыря о. Иван Майкович ЧСВВ дает такую информацию об о. Антонии: «... В нашем монастыре уже пятый год находится наш о. д-р Антоний Августин Станканинец ЧСВВ... Отец Антоний очень болен на сегодняшний день. Не буду описывать историю его болезни, но когда отца привезли к нам и врачи его осмотрели, потому что была такая необходимость, то они сказали, что отец может еще прожить 3-4 месяца. Но благодаря Богу уже пятый год как отец Антоний живет вместе с нами. Отец очень плохо слышит и уже полностью потерял зрение единственного глаза, второй потерял еще в ссылке в Сибири (Казахстане – ред.). Отец Антоний по натуре очень жизнерадостный человек и высокодуховный иеромонах. С большим трудом он передвигается по келье, держась за поручни на стене, которые для него установили. Имеет хорошую опеку со стороны бр. Андриана Савчина ЧСВВ, а до августа отцом занимался бр. Игнатий Москалюк, который сейчас находится на студиях (учебе в высшем учебном заведении – ред.). Они имеют обязанность 2-3 раза в год что-то написать семье... От семьи из Будапешта отец получал газеты и поздравления на праздники, а также и из Братиславы...».



В первом ряду в центре о. Антонин Станканинец, справа о. Ян Павел Ленга на похоронах о. еп. А. Хиры



Умер о. Антоний Станканинец 24 октября 1999 года в больнице города Ужгорода. Похоронен в Малоберезнянском монастыре св. Николая в Закарпатье (Великоберезнянский район).

Начиная со своего вступления в монастырь и в течение всей своей монашеской и священнической жизни о. Антоний отличался невероятной дисциплиной и несокрушимостью, был человеком слова. Очевидцы, братья-монахи, знавшие его по совместной жизни в Мукачевском монастыре, вспоминают о нем как о строгом монахе, который не допускал ни малейшей снисходительности в выполнении распорядка монастыря и монашеских правил. Тем не менее, уважали его все, поскольку видели в нем пример, о. Антоний был, прежде всего, строгим к самому себе.
Стариков Евгений

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить




При полной или частичной перепечатке, ссылка на "Кредо" обязательна. Спасибо!
Сегодня:  02.03.17
Намерения Папы
Февраль

Универсальные
"Об угнетаемых, в особенности бедных, беженцах и маргиналах, чтобы они нашли признание и поддержку в наших общинах"

Пишите нам...
Цитата дня
«После тех малых жертв пришло время для жертв намного больших. И пока это время великих жертв в моей жизни еще далеко не минуло… Но именно такие вот жертвочки и жертвы озаряют нашу жизнь. Озаряют ее любовью!» о. Владислав Буковинский
Евангелие дня
Видеорепортаж Паломничество иконы Пресвятой Девы Марии Фатимской. Карагандинская Епархия
Подробнее...
Отец Евгений
Подробнее...

Паломничество иконы Пресвятой Девы Марии Фатимской. Карагандинская Епархия


Подробнее...

Престольный праздник Кафедрального собора Пресвятой Девы Марии Фатимской – г. Караганды

 

13 мая 2016

Подробнее...

Рукоположение в Дьяконы. Олег

 

27 мая 2016

Подробнее...

Молитва о единстве христиан

«Примирение - любовь Христова объемлет нас»

(2 Кор 5:14-20)

 

Неделя молитв о единстве Христиан

18-25 января 2017 г.

 

 

Совместная инициатива
Комиссии по Вере и порядку Всемирного совета церквей
и Папского совета по содействию единству христиан.

Рекомендуем
Пространство молитвы
Просьба молитвы
Прошу помолиться за:
Наш опрос

Важно ли венчание в супружеской жизни?

Да - 93.8%
Нет - 6.3%

Total votes: 16
The voting for this poll has ended on: 29 Июль 2016 - 00:00