ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС


Диктатура релятивизма

В различных случаях и различным образом Папа Бенедикт XVI говорил, что сегодня главный враг католичества – релятивизм. В этой статье я попытаюсь в простых словах объяснить, в чем состоит эта угроза, как она возникла и что советует Папа, чтобы с ней справиться.

Можно сказать, что релятивизм – это учение, согласно которому нет абсолютных истин, что есть только мнения, и они изменчивы, что человек неспособен познать истину (его разум не в силах постичь абсолютные истины). Поскольку человек живет в обществе, необходимы определенные правила поведения (например, автомобили должны двигаться по правой стороне дороги), но эти нормы не являются абсолютными истинами (нельзя сказать, что автомобили всегда должны двигаться только по правой стороне дороги), а всего лишь соглашениями, заключенными ради сосуществования: нужно решить, двигаться по правой стороне  или по левой, потому что, если ничего не решить, то будет хуже.

По мнению релятивистов, те же идеи можно применить ко всему. Так как человеческий разум неспособен постичь истину, все утверждения – это, самое большее, всего лишь мнения. Ты думаешь, что традиционный брак – это единственно возможный брак, другой думает иначе. И его мнение не менее важно, чем твое. Мнение большинства и должно приниматься обществом.

Стоит отметить, что Иисус, в отличие от других великих мыслителей, не говорил: «Хочу вам открыть истину по той или иной теме»; нет, Он сказал нечто более сильное: «Я есмь истина». Я думаю, что никакой другой человек на земле не осмелился бы сказать нечто подобное, потому что его приняли бы за сумасшедшего. Релятивизм против любой системы мышления, говорящей об истинах, и тем более он против всякого, кто дерзает называть самого себя истиной.

Поскольку Бог есть истина, Он может сказать: «Да будет свет» - и будет свет, «Да будут горы» - и будут горы. Его слова столь же могучи, как и Его воля, чего не бывает ни с одним человеком. Если мы сделаем еще один шаг вперед, то сможем сказать, что слово Бога – это Иисус. И, как сказано в начале Евангелия от Иоанна (Ин 1, 1-3): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».

Релятивизм – это философская доктрина, берущая свои истоки от Декарта и поддерживаемая многими современными философами.

Для новорожденного есть мясо – это плохо, но для взрослого – хорошо. Подобного рода аргументы использую релятивисты, чтобы доказать, что «добро и зло – относительные понятия, все относительно». Но это неправда. Я испанец и брюнет, но сказать на этом основании, что все испанцы – брюнеты, было бы ошибочно. Так что, действительно, есть вещи относительные, но относительно не всё. Съесть килограмм цемента одинаково плохо и для маленького ребенка, и для взрослого.

Релятивизм противоречит самому себе, когда говорит, что всё относительно… кроме релятивизма, который должен приниматься всеми как истина. Но мы можем возразить: если истины не существует, то и релятивистская доктрина – не истина.

Релятивизм – это такая же тоталитарная, диктаторская система, как марксизм или нацизм. Если кто-то не принимает его, то должен быть исключен из общества, стать изгоем; он – «социофоб», враг общества, ему нет места в нем, он должен быть нейтрализован.

Католическая Церковь верит, что обладает истиной. А потому, она, конечно же, враг релятивизма и должна быть уничтожена. И самый простой способ дискредитировать ее в глазах общества – это не говорить более о святых людях, представляющих ее, а раздувать скандалы, зачастую сдабривая их доброй порцией лжи (для релятивистов нет ни истины, ни лжи).

Релятивизм превращается в новую религию, но в религию, отрицающую любой иной образ мысли. Во имя терпимости эта религия абсолютно нетерпима. Она говорит, что Католическая Церковь должна быть терпимей, изменить, например, свое отношение к гомосексуализму: иначе ей нет места в нашем обществе. Мы могли бы спросить: почему релятивисты не могут быть чуть толерантнее к тем, кто думает иначе, чем они? Кроме того, если они действительно думают, что истины нет, то почему полагают, что обладают ею?

Как победить релятивизм? Не силой, не принуждением, а истиной: с помощью Божьей. Папа Бенедикт часто говорит о радости быть христианином как об одном из самых убедительных аргументов в пользу истины христианства. В той мере, в какой каждый христианин радостно переживает свою веру, он показывает миру, что есть истина, которая наполняет радостью жизнь, истина самоощущения возлюбленных детей Божьих, эта истина привлекает и других.

 

 

о. Карлос Лаоз