Если Бог знает, что я сделаю завтра, то разве можно назвать меня свободным?

Очень часто можно слышать такие слова: «Если Бог знает, что я сделаю завтра, то меня нельзя назвать свободным: мой завтрашний поступок предопределен». А некоторые идут даже дальше и говорят: «Если Бог предвидел, что Иуда предаст Иисуса, то Искариот не несет вины за предательство: он лишь исполнил ту роль, которую Бог ему предназначил, и не мог поступить иначе – он не был свободен». Есть и те, кто, критикуя христианство, заявляет, что Иуда сделал услугу Иисусу, желавшему, как-никак, искупить человечество: в этом смысле Иуду нужно почитать как святого, потому что он сотрудничал с замыслом Божьим. Кое-кто использует подобные аргументы для нападок на христианство: они выставляют себя умнее других, а верующих считают наивными простофилями, неспособными понять столь «очевидные» вещи – очевидные для людей, не ослепленных верой (являющейся для них простым суеверием).

В этой статье мы попытаемся пролить немного света на данный вопрос, опираясь при этом на учение Церкви. Ответ прост, но требует кое-каких разъяснений. Мы придем к нему в два этапа, выяснив, что говорит нам по данному поводу наш собственный опыт и что говорят богословы.

Наш повседневный опыт ясно показывает нам, что мы свободны, чрезвычайно свободны. Например, вы сами решаете для себя, продолжать ли читать эту статью или же лучше закрыть журнал и немного вздремнуть. И вы продолжаете чтение не потому, что так предопределил для вас Бог, а потому, что какое-то время назад кто-то заговорил с вами на эту тему, или потому, что сейчас вам не хочется спать, и нет места, где прилечь. Примерно то же можно сказать и о других ситуациях: почему я иду за покупками именно в этот магазин, а не в другой, почему молюсь розарием, а не смотрю телевизор и не слушаю радио…

Кроме того, вы считаете свободными и других людей, потому полагаете, что в этом они равны вам. Поэтому, если кто-то подбежит к вам сзади и выкрадет кошелек, то вы не подумаете: «Что ж, Бог предвидел, что этот юноша украдет у меня кошелек, а потому мне стоит смириться с этим». Нет, скорее всего, вы побежите за этим парнем или пойдете в полицию и напишите заявление. И если полицейские ничего не предпримут, то вы не скажете себе: «Что ж, Бог предвидел, что полицейские не обратят никакого внимания на мое заявление, и поэтому так оно и случилось».

Те, кто критикует Сталина, Гитлера и Мао за их бесчисленные преступления, поступают, как люди, полагающие, что Сталин, Гитлер и Мао действовали свободно, а не исполняли неумолимо ту роль, которую предназначил им Бог. В конечном счете, каждый житель этой планеты считает других свободными и поступает соответственно этому своему убеждению. Даже критики христианства думают так же, как мы: что мы свободны. Именно потому они и критикуют нас, что считают, будто бы мы совершили нечто злое свободно. Т.е. это одна из тех немногих идей, с которой согласны практически все – как верующие, так и неверующие: мы свободны.

Посмотрим, что говорят богословы. Сразу же можно сказать, что они думают так же, как и обычные люди: что мы поистине свободны. Вопрос в том, как они это объясняют.

Когда я говорю: «Бог знает сегодня, что я сделаю завтра», то совершаю ошибку, полагая, что для Бога есть «сегодня» и «завтра», что для Него время течет так же, как для меня. Для нас обязателен именно такой порядок вещей, чтобы одно событие закончилось раньше, чем начнется следующее. Я не могу писать два слова одновременно. Не могу находиться в двух местах в один и тот же момент. Я не могу одновременно рождаться и жениться. Моя жизнь состоит из отрезков; я как будто «путешествую» через различные периоды моей жизни: рождение, детство, юность, зрелость… я прохожу собственную жизнь, а не переживаю ее целиком каждое мгновение: я живу отрезками.

Но у Бога все иначе. Бог не стареет, не изменяется. Для Бога нет времени, Он вне времени, для Него все в настоящем или, лучше сказать, в Его глазах все происходит одновременно, события не следуют одно за другим, и необязательно, чтобы одно завершилось прежде, чем начнется другое. Как говорит К.С. Льюис: «Если ты воображаешь, что время – это прямая линия, вдоль которой ты движешься, то представь себе, что Бог – это вся та страница, на которой начертана эта линия». Нам, чтобы попасть из одного пункта в другой на этой линии, нужно покинуть первый пункт: мы должны покинуть «А», чтобы придти в «Б», и не можем придти в «В», не покинув «Б». Но с Богом все иначе: Бог видит всю линию сразу. Он видит листок, на котором начерчены все линии всех людей, даже тех, кто еще не родился.

Бог владеет собственной жизнью целиком, а не в отрезках. Боэций определил вечность как «совершенное владение нескончаемой жизнью». Вечный Бог совершенно владеет всеми частями собственной жизни: Ему не нужно оставить позади радость, которую доставила Ему твоя вчерашняя молитва, чтобы насладиться той радостью, которую Ты принесешь Ему сегодня. Другими словами, Бог видит сразу всю твою жизнь от рождения до смерти. Для Него нет времени, нет последовательности мгновений. Бог уже радуется, видя тебя рядом с Собой на небесах!

Кому-то, возможно, поможет, такое сравнение: предположим, парень смотрит по телевизору запись футбольного матча. Из газет он заранее знает, что встреча окончится со счетом 2-0. Но результат оказался таким не потому, что парень заранее знал его, а потому, что игроки одной команды играли хуже другой. Телезритель находится «вне» времени этого матча.

Как говорил св. Фома, Бог знает заранее, что я сделаю по собственной свободной воле, т.е. мои будущие свободные поступки. Он знает также о тех событиях, которые обязательно наступят. Например, что завтра в Санкт-Петербурге пойдет дождь. Он знал и о том, что сделает Иуда, но это не снимает с Иуды вины. Бог вмешивается в историю людей незаметно, не отнимая у них свободы, и ведет все к тому, чтобы свободные человеческие поступки, в конце концов, послужили исполнению Его спасительного замысла.

 

 

о. Карлос Лаоз