ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС


Самоубийство детей и подростков связано с разводом родителей: запретная тема, которую объясняют психологи

В случае детских и подростковых самоубийств нельзя говорить о причинно-следственной связи, ни обобщать, поскольку существуют и другие факторы, тем не менее, о такой причине самоубийств, как разводы родителей, обычно не принято задумываться. Бенедетта Фриджерио (Benedetta Frigerio) из «La Nuova Bussola Quotidiana» разбирает этот вопрос, консультируясь у различных экспертов:

 

Кадр из фильма «Лжец, лжец»

Пять лет назад родители одной итальянской девушки разошлись и она, 14-летний подросток из Катании, переживала тяжесть этого разрыва. Конечно, были и другие факторы (чувствительность, исторический контекст, свобода...), но факт в том, что недавно возвращаясь в дом своей матери, проведя выходные у своего отца, она повесилась, оставив прощальную записку своим родителям, в которой объясняла свой поступок. Все знали, что после развода ее родителей, девушка перестала быть прежней. Она была доброй, словно эта боль заставила ее испытывать больше сочувствия к боли других, но тяжесть, которую она несла на своих плечах, была слишком тяжела: «Она была яркой девушкой, которую все любили, но у нее всегда был грустный взгляд; вероятно, расставание ее родителей глубоко отразилось на ней» - говорит ее учительница по языку и литературе.
 
Это не единичный случай. Он напоминает нам также о 10-летнем мальчике, который в 2012 покончил с собой, повесившись с помощью шарфа, поскольку, по словам его бабушки и дедушки, «не принял развода своих родителей. Он много страдал и не смог преодолеть эту боль. Это была единственная тень на сердце Филиппо».
 
Разрывающая боль
 
Тьма, печаль, отражения в глазах… Словно мысль о плохом, определенным образом, всегда была там, укорененная в сознании, заставляя забыть себя, заставляя этих детей постоянно отсутствовать в реальности, чтобы они были неспособны принять ту реальность, что открывается пред ними… Словно часть тела, пораженная вечно болящей раной, о которой нельзя перестать думать. Тому, кто не пережил подобной ситуации, возможно, будет трудно это понять, но «когда пара распадается, ребенок чувствуют боль, словно разрывающую его на две части» - объясняет доктор Маргерита Спаньюоло Лобб (Margherita Spagnuolo Lobb), глава школы психотерапии «Gestalt Hcc Italy», комментируя самоубийство молодой 14-летней сицилийки.

Маргерита Спаньюоло Лобб, специалист в области психотерапии

Эти два крайних случая говорят об отчаянии этого поколения, которое, возможно, не всегда приводит напрямую к физической смерти, но ведет к отказу от жизни через другие нигилистические формы, с каждым разом все более распространенные: анорексию, наркотики, насилие, апатию, принуждение различного рода и т.д. Все это делает очевидным, что психологическая рана от развода и расставания родителей смертельна для общества, ведь каждый человек должен расти, с более или менее осознанной уверенностью в том, что он рожден и живет в результате акта любви, который ничто не сможет разрушить, любви между его отцом и матерью, двумя неразделимыми для него фигурами.  Отказ от этого, отказ от такой идентичности, от восприятия себя плодом вечного блага, совпадает, таким образом, с концом существования.
 
Ребенок словно чувствует, что его убили. Он больше не знает, кто он и откуда. Как говорит Лобб, что-то ломается в нем и приводит к блужданию, страху и недоверию ко всему. Ведь если то место, где он чувствует себя в безопасности, чтобы расти и двигаться по жизни, исчезает, во что он теперь может верить?  Где он теперь найдет твердую почву, на которую можно опереться, чтобы с уверенностью сталкиваться с повседневной жизнью?
 
«Мои родители разошлись дважды; сначала – между собой, а затем со своими новыми “парами”. Теперь я могу доверять лишь себе. Я больше не верю ни во что, ведь что я буду делать, если снова разочаруюсь?» - описывает свой ад 16-летний парень, учащийся в профессиональной школе. Подобные события являются, помимо прочего, «смертью» для того, кто решает перестать верить в какое-либо добро, чтобы не подвергаться риску вновь испытать неописуемые страдания.
 
Когда эта надежда полностью гаснет, происходит то, о чем писала несколько лет назад одна девушка, перед тем, как покончить с собой в туалете на римском вокзале: «Я признательна вам за то, что вы любили меня, но вы не были способны быть благом для меня. Вы дали мне всё, даже излишнее, но вы не дали мне самого необходимого: вы не дали мне идеала, ради которого стоило бы жить! Поэтому я решила покончить с жизнью! Простите меня, но у меня нет другого выбора» (текст приводится Кардиналом Анджело Комастри (Angelo Comastri) в этом письме).
 
Любовь, ради которой стоит продолжать жить
 
Такие эпизоды, пресса склонна умалчивать, но девушка (равно как и мы) не осудила окончательно своих родителей, но лишь констатировала факт. Ведь все может быть прощено и искуплено, однако, за последствия зла приходится платить, и лучше знать их заранее, наряду с возможными решениями. Трагедия утраты чувства любви, ради которой стоит продолжать жить и бороться за существование такова, что лишь встреча с этой Любовью (с большой буквы «Л») позволяет вновь обрести надежду.
 
В последней книге итальянского писателя Алессандро Д’Авения (Alessandro D’Avenia) «L’arte di essere fragili» (Искусство быть хрупким) содержится благодарственное письмо от парня, чьи родители разошлись и заполняли отсутствие супруга материальными благами. Их сын делал все, чтобы обратить на себя внимание своих родителей. Но, читая книги автора, в нем загорелся свет, поэтому он решил поблагодарить Д’Авения следующим образом, он написал: «Я – сирота, хотя мои родители все еще живы! Но единственное, чему я научился это то, что взгляд и объятия способны уничтожить все преграды в мире. И это – первое, чему я научу своих детей! Еще раз спасибо!».
 
Нечто похожее в интервью итальянскому журналу «Tempi» говорит итальянский психолог Виттория Санезе (Vittoria Sanese): «Если кто-то составит им (детям, чьи родители развелись – прим. переводчика) компанию, наполнив их боль и существование достоинством и смыслом, дав им постоянную любовь, их рана преобразится. Тогда ребенок сможет понять, что существует любовь, которая борется, и что продолжение жизни имеет хороший смысл».


Виттория Санезе, семейный психолог, долгие годы занимается консультированием семей в Римини

Рана от расставания родителей может найти настоящее утешение даже на земле, благодаря верности супружеским узам, соединенным Богом, со стороны преданного супруга, и искуплению, которое происходит в момент воссоединения родителей. Но по-настоящему зажить она сможет только на Небесах.

 

 

По материалам: Religión en Libertad