ПРОПОВЕДЬ ПАПЫ ФРАНЦИСКА ВО ВРЕМЯ СВЯТОЙ МЕССЫ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ




ПРОПОВЕДЬ ПАПЫ ФРАНЦИСКА ВО ВРЕМЯ СВЯТОЙ МЕССЫ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

2 октября 2016

Слово Божье показывает нам сегодня два существенных аспекта христианской жизни: веру и служение. Относительно веры, Господа просят о двух конкретных вещах:

О первой из них, говорит пророк Аввакум, который просит Бога, чтобы Тот вмешался и восстановил справедливость и мир, которые люди уничтожили насилием, спорами и конфликтами: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь?» (Авв. 1, 2) – спрашивает пророк. В ответ Бог не вмешивается напрямую, не разрешает ситуацию резким образом, не выдает с силой [насильно] Свое присутствие. Наоборот, Он призывает терпеливо подождать, никогда не теряя надежды; и, прежде всего, подчеркивает важность веры. Потому что человек будет жив своею верою (ср.: Авв. 2, 4).

Так же Бог поступает и с нами: Он не оказывает поддержки нашим желаниям изменять мир и других [людей] сразу же и непрерывно, но прежде всего ищет возможности исцелить сердце – мое, твое, сердце каждого; Бог изменяет мир, изменяя наши сердца, и Он не может этого делать без нас. Господь хочет, чтобы мы открыли двери [своего] сердца, чтобы Он мог войти в нашу жизнь. Это открытие Ему, это доверие Ему – это именно то, что победило этот мир: наша вера (ср.: 1Ин. 5, 4). Поскольку когда Бог находит открытое и доверчивое сердце, Он может творить там чудеса.

Но иметь веру, живую веру – непросто, и отсюда [возникает] вторая просьба, та, которую Апостолы обращают к Господу в Евангелии: «умножь в нас веру» (Лк. 17, 5). Это прекрасная просьба, молитва, которую и мы можем ежедневно направлять Богу. Но Божий ответ удивителен, и в этом случае он тоже превращается в просьбу: «Если бы вы имели веру…». Он Сам просит нас, чтобы мы имели веру. Потому что вера, которая является Божьим даром, и о которой всегда нужно просить, также требует от нас и того, чтобы мы ее культивировали. Это не волшебная сила, сходящая с небес, не «дар», который получают раз и навсегда, ни сверхспособность, которая служит для решения жизненных проблем, потому что вера, предназначенная для удовлетворения наших потребностей была бы эгоистичной верой, полностью сосредоточенной на нас самих. Не следует путать веру с хорошим состоянием или самочувствием, с утешением, дающим немного мира в сердце. Вера – это золотая нить, которая соединяет нас с Господом, чистая радость находиться с Ним, быть с Ним соединенным; это – дар, который стоит всей жизни, но который приносит свои плоды [только] если мы вносим свою часть.

Какова же эта часть? Иисус дает нам понять, что это – служение. В самом деле, в Евангелии Господь произносит слова о служении после того, как говорит о силе веры. Вера и служение нераздельны, более того, они тесно соединены и связаны друг с другом. Чтобы объяснить это, я бы хотел использовать образ, который вам привычен: образ красивого ковра (ваши ковры – подлинные произведения искусства и имеют столь древнюю традицию). Так и христианская жизнь каждого приходит из далека, это – дар, который мы получили в Церкви, и который исходит из сердца Бога, нашего Отца, Который хочет создать из каждого из нас шедевр творения и истории. Каждый ковер, как Вы прекрасно знаете, ткется по утку и основе. Только благодаря этой структуре все целое получается сложным и гармоничным. Так же и в христианской жизни: необходимо ежедневно терпеливо ткать ее, соединяя четко определенные «уток» с «основой»: «уток» – это вера, а «основа» - это служение. Когда вера связывает служение, сердце остается открытым и юным, и «расширяется», чтобы делать добро. Тогда вера, как говорит Иисус в Евангелии, становится сильной и творит чудеса. Если идти по этому пути, то она зреет и укрепляется, при условии, что она всегда остается соединенной со служением.

Но что же такое служение? Может показаться, что оно состоит лишь в том, чтобы быть верными своему долгу и делать еще какие-нибудь добрые дела.  [Но] для Иисуса – это гораздо больше. В сегодняшнем Евангелии Он просит нас, в том числе очень сильными, решительными словами, о полной готовности к служению, полной отдаче, без подсчетов и прибылей. Почему Он так требователен? Потому что подобным образом Он возлюбил нас, став нашим «Слугою» «до конца» (Ин. 13, 1), живя, «чтобы послужить и отдать душу Свою» (Мк. 10, 45). И это происходит даже сегодня, всякий раз, когда мы совершаем Евхаристию: Господь является посреди нас, и, как бы мы ни предлагали себя в служении и любви к Нему, всякий раз, Он предваряет нас, служа нам, и любя нас больше, чем мы можем себе представить и заслужить. Он отдает нам саму Свою жизнь. И призывает нас подражать Себе, говоря: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин. 12, 26).

Поэтому мы призваны служить не только, чтобы обрести награду, но, чтобы подражать Богу, Который стал «Слугою» ради нашей любви. Мы не призваны служить время от времени, но жить служа. Служение – это стиль жизни, более того, оно обобщает в себе весь образ христианской жизни: служить Богу в поклонении и молитве; быть открытыми и доступными; конкретным образом любить ближнего; работать с энтузиазмом ради общего блага. Здесь можно выделить две опасения. Одно из них – дать сердцу стать равнодушным. Равнодушное сердце закрывается в ленивой жизни и гасит огонь любви. Равнодушный живет для обустройства собственного комфорта, ему всегда чего-то не хватает, и поэтому он никогда не бывает доволен; в конечном счете, он смиряется с посредственной жизнью. Он резервирует для Бога и для других некоторые «проценты» своего времени и своего сердца, никогда не завышая их, но напротив, стараясь сократить. Так его жизнь теряет вкус: он словно чай, который был очень хорош, но после того, как он остыл, его уже невозможно пить. Я убежден, что вы, смотря на примеры тех, кто предшествовал вам в вере, не позволите вашему сердцу стать равнодушным. Вся Церковь, которая имеет к вам особую симпатию, смотрит на вас и поддерживает вас: вы – малая паства, но очень ценны в глазах Бога.

Есть и второе искушение, в которое можно впасть, не из-за пассивности, а [наоборот], из-за «чрезмерной активности»: [искушение] думать как хозяева, работать только ради получения престижа и чтобы стать кем-то. Тогда служение становится средством, а не целью, потому что в таком случае целью является престиж, а затем – власть, желание стать великими. «Но между вами да не будет так», - напоминает всем нам Иисус, - «а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20, 26). Так созидается и украшается Церковь. Я возвращаюсь к образу ковра, применяя его к вашей общине: каждый из вас подобен великолепной шелковой нити, но только если разные нити хорошо переплетены друг с другом они образуют прекрасную композицию, поодиночке же – они не действуют. Оставайтесь всегда едиными, скромно живя в человеколюбии и радости; пусть же Господь создаст гармонию в разнообразии и охранит вас.

Да поможет нам заступничество Непорочной Девы и святых, особенно святой  Терезы Калькуттской, плоды чьей веры и служения находятся среди вас. Воспримем же некоторые из ее замечательных слов, которые обобщают сегодняшнее послание: «Плод веры – любовь. Плод любви – служение. Плод служения - мир» (Дорога простоты, Введение).

Перевод:  Кредо