Полный текст генеральной аудиенции Папы Франциска во вторую среду - 8 июня 2016

 аудиенция - 8 июня 2016



Добрый день, дорогие братья и сёстры!

 

Прежде, чем начать сегодняшнюю проповедь, я хотел бы поздравить группу [супружеских] пар, которые отмечают пятидесятилетие брака. Их «да» – это действительно «доброе вино» семьи!

Их [брак] – это свидетельство того, чему молодожёны, я поприветствую их позже, должны учиться. Это прекрасное свидетельство. Спасибо за ваше свидетельство. Обсудив некоторые притчи милосердия, остановимся сегодня на одном из первых чудес Иисуса, которые Евангелист Иоанн называет «знаками», поскольку Иисус творил их не для того, чтобы вызвать удивление, но чтобы показать любовь Отца. О первом из этих чудесных знаков рассказывает именно Иоанн (2, 1-11), и он был явлен (досл.: исполнился) в Кане Галилейской. Речь идёт о своего рода «входных дверях», на которых были выгравированы слова и выражения, которые освещают всю тайну Христа и открывают сердце учеников вере. Взглянем на некоторые из них.

 

Во введении [во главу] мы находим выражение «был также зван Иисус и ученики Его» (ст. 2). Тех, кого Иисус призвал следовать за Собой, Он соединил с Собою в общине и сейчас, как одна семья, все [они были] приглашены на свадьбу. Положив начало Своему общественному служению на браке в Кане, Иисус являет Себя «супругом» народа Божия, провозглашаемым пророками, и открывает нам глубину отношений, которые соединяют нас с Ним – это новый Завет любви [между человеком и Богом]. Что лежит в основании нашей веры? Жест милосердия, которым Иисус соединил нас с Собой. А христианская жизнь – это ответ на эту любовь; это словно история двух влюблённых. Бог и человек встречаются, ищут друг друга и находят, празднуют и любят друг друга, точно так же как возлюбленный и возлюбленная из Песни песней. Всё остальное является следствием этих отношений. Церковь – это семья Иисуса, в которой изливается Его любовь; это – та любовь, о которой заботится Церковь, и которую она хочет дарить каждому.

 

В контексте [этого нового] Завета [между Богом и человеком] понятно замечание Девы [Марии]: «Вина нет у них» (ст. 3). Как можно праздновать свадьбу и сделать праздник, если нет того, на что пророки указывали, как на характерный элемент званого ужина Мессии? (ср.: Ам. 9,13-14; Иоил. 2,24; Ис. 25,6)? Вода необходима для жизни, вино же выражает изобилие и радость праздника. Это – свадебный пир, на котором не хватает вина; молодожёнам стыдно и неловко из-за этого. Представьте себе, если бы свадьба закончилась питьём чая? Это был бы позор! Для праздника необходимо вино. Превратив в вину воду из водоносов, предназначавшихся для обряда «очищения Иудейского» (ст. 6), Иисус делает красноречивый знак: превращает Закон Моисея в Евангелие, несущее радость. Как говорит в другом отрывке сам Иоанн: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17).

 

Слова, которые Мария обращает к слугам, венчают картину брака в Кане: «что скажет Он вам, то сделайте» (ст. 5). Любопытно, что это последние Её слова, приведённые в Евангелиях: это – наследие, которое она вручает всем нам. Сегодня также Дева [Мария] говорит всем нам: «что скажет Он вам, то сделайте». Это – наследие, которое она нам оставила: это прекрасно! Это выражение вызывает [в памяти] исповедание веры, сказанное народом Израиля на Синае в ответ на обещанный  Завет (досл.: обещания союза): «всё, что сказал Господь, исполним» (Исх. 19, 8). И в самом деле, слуги в Кане исполняют [то, что им говорят]. «Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли» (ст. 7-8). На этой свадьбе действительно заключается Новый Завет (Союз), и служителям, то есть всей Церкви, поручается Господом новая миссия: «что скажет Он вам, то сделайте». Служить Господу означает слушать и претворять в жизнь Его Слово. Это – простое, но существенное наставление Матери Иисуса и программа жизни христианина. Для каждого из нас черпать из водоносов означает положиться на Слово Божие, чтобы испытать его действенность в своей жизни. Тогда, вместе с распорядителем пира, отведавшим воду, которая стала вином, мы тоже сможем воскликнуть: «Ты хорошее вино сберег доселе» (ст. 10). Да, Господь продолжает беречь это доброе вино для нашего спасения, равно как и оно продолжает изливаться из пронзенного ребра (досл.: бока) Господа.

 

Заключение [этого] повествования звучит как сентенция: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (ст. 11). Свадьба в Кане [Галилейской] – это гораздо больше, чем простое повествование о первом чуде Иисуса.

 

Подобно ларцу, Он хранит тайну Своей Личности и цель Своего пришествия: долгожданный Жених даёт начало бракосочетанию, которое совершается в Пасхальной тайне. На этой свадьбе Иисус соединяет с Собой учеников посредством нового и окончательного Завета. В Кане ученики Иисуса становятся Его семьей, в Кане рождается вера Церкви. На этот брак приглашены все мы, поскольку в новом вине больше не будет недостатка! Спасибо.



Источник: Ватиканское радио
(Перевод Кредо)