ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС

Крещение
 
Лидии 15 лет и она живет со своими родителями – Хосе и Марией. Ее сестре Анне 25, она живет со своим супругом Иоанном и вот-вот собирается произвести на свет своего первого ребенка. Однажды, спустя несколько недель после родов, Анна и Иоанн приехали пообедать в дом Лидии. За столом Мария спросила их, какую дату они хотят избрать для крещения младенца, на что Анна и Иоанн ответили, что они не собираются его крестить. Они сказали, что хотят позволить своему сыну свободно решить, чего он хочет, и сделать это тогда, когда он будет в соответствующем для этого возрасте. Если он захочет креститься, они не будут этому препятствовать. «Крестить его – утверждают они, – было бы принуждением, это было бы навязыванием того, что он должен выбрать сам».
 
Мария попыталась убедить их, что не видит в этом принуждения, и Лидия тоже сказала, что не чувствует себя принужденной из-за того, что ее крестили в младенчестве. Однако все эти попытки оказались тщетными. В конце концов Мария спросила о том, что будет, если ребенок умрет, на что Анна ответила, что это маловероятно, так как он здоров, и «Бог не будет осуждать его или что-то тому подобное, ведь он не мог сделать никому ничего плохого».
 
Когда молодая пара ушла, Лидия осталась разговаривать со своей матерью, которая выглядела взволнованной. Она повторила, что не знает «кто мог внушить им эти идеи», и не может оставить это так, и что надо крестить этого ребенка, во что бы то ни стало. Они обе решили, что будет лучше крестить ребенка в приходе, без родителей, в день, когда они оставят его бабушке для присмотра, что непременно однажды произойдет. Лидия предложила пойти в приход, чтобы всё узнать, и вышла из дома, чтобы спросить приходского священника.
 
Когда Лидия встретила священника, она рассказала ему о том, что произошло, и какие мысли возникли у нее самой и ее матери. Священник только спросил о том, здоров ли малыш, и сказал, что очень сожалеет, но не может сделать то, о чём они его просят. Лидия попыталась убедить его, но священник любезно, но твердо остался стоять на своем.
 
По дороге домой Лидия продолжала размышлять. Ей казалось, что здоров ли, болен ли ребенок не имеет отношения к принятию решения крестить его или нет. Таким образом, в ее голове возникла идея: что, пожалуй, она могла бы крестить его сама. Она вспоминала, что «это было возможным», и согласилась с этой мыслью, которая воодушевляла ее с каждым разом всё больше.
 
Вернувшись домой в взволнованном состоянии, она рассказала матери о произошедшем и о том, какая мысль пришла ей в голову.
 
– Мне нужно будет еще уточнить, как это делается – убеждала Лидия, – я спрошу у другого священника, будет ли достаточно произнести: «Я крещу тебя», или нужно сказать что-то еще. А еще спрошу: необходимо ли совершить крестное знамение, либо нечто подобное; и можно ли крестить водой из-под крана или это должна быть освященная вода, и каким образом нужно ее полить.
 
– Но ты сошла с ума! – возразила мать Лидии. – Как ты собираешься такое сделать?
Лидия ответила матери: «Раньше ты говорила, что нужно его крестить в любом случае, и поскольку никто этого не хочет делать, тогда сделаем это здесь и всё. Кроме того, если это сделаю я, и об этом узнает Анна, то тебя она оставит в покое, а на меня пусть сердится, если хочет».
 
Наконец, мать попыталась успокоить Лидию, и сказала, что еще есть время и, что они постараются убедить родителей, чтобы те поменяли свое отношение. «А потом мы посмотрим», – сказала она. Лидия немного успокоилась, но этих убеждений ей было мало. И она решила: «Познакомлюсь лучше с другим священником, а потом, как говорит мама, “мы посмотрим”».
 
 
 
Возникающие вопросы:
 
– Какова разница между младенцем, который умирает, будучи некрещеным и тем, который был крещен? Почему? Какие последствия имеет крещение? Являются ли они одинаковыми, как для ребенка, так и для взрослого? Какие требования имеют место быть в каждом случае?
 
– Являются ли корректными доводы родителей ребенка? Действительно ли они защищают свободу ребенка, откладывая крещение? Могли бы вы сказать обратное? Почему? Когда нужно крестить младенца?
 
– Является ли ответ приходского священника правильным? Каким было обоснование? Почему он спросил, здоров ли ребенок?
 
– Каким был ответ на вопросы Лидии? Каковы содержание (материя) и форма таинства крещения?
 
– Может ли Лидия крестить ребенка? Должна ли она это делать? Кто является служителем таинства крещения? Какова разница между обычным (ординарным) и чрезвычайным служителем? Являются ли корректными аргументы Лидии?
 
 
Библиография
Катехизис Католической Церкви, пп. 1213-1216, 1246-1274.
 
Комментарий
 
Здесь мы сталкиваемся с довольно типичным примером неразумного подростка с добрым сердцем, который стремится решить проблемы прямым путем, не обдумывая их дважды. Для Лидии всё выглядело простым, но дела, как правило, обстояли более сложным образом.
 
Более серьезным является то, что мы встречаем родителей, отказывающих своему ребенку в самом лучшем из всех благ. Они дали ему биологическую жизнь, но в то же время отрицают сверхъестественную жизнь, являющуюся более важной, нежели первая. Они отрицают сверхъестественную жизнь, отвергая крещение, а ведь это является входной дверью в жизнь благодатную. Это первая благодать, сверхъестественное рождение – рождение, которое делает нас Божьими детьми и, вводя в божественную семью, делает нас членами Церкви. Ничто иное. Крещение оставляет неизгладимый отпечаток на душе – особую печать, – оно отмечает нас, чтобы мы могли приступить к другим Таинствам (эта печать является участием в священстве Христа), а так же, как и все Таинства, дает сакраментальную благодать: в данном случае, чтобы вести себя как христиане. И, будучи первой благодатью, она совершенным образом очищает нас от грехов, а в случае с новорожденным ребенком – омывает только первородный грех.
 
Оправдание, которое приводят родители, не является убедительным. Получение благодати нисколько не отнимает сущности свободы, наоборот, это способность, помогающая нам совладать с нашими инстинктами и склонностями ко злу, и, таким образом, быть более свободными, так как человек является более свободным, когда умеет совладать с самим собой. К тому же, как возразила Лидия, тем же доказательством звучит: никто не чувствует принуждения получив таинство крещения. На чём могло основываться это принуждение?
 
«Истина сделает вас свободными» (Ин 8, 32), – говорит Господь. Кажется, что сестра Лидии и ее супруг не уверены в этом, и, что более вероятно, они не кажутся уверенными в том, что с верой они стоят в истине. Когда крестится взрослый, он должен признать это, должен иметь веру. Когда дело касается новорожденного, то он не в состоянии сделать это, поэтому необходимо поставить лиц, ответственных за его образование в вере: его родителей, имеющих подобное обязательство (их могут заменить в случае, когда в этом есть необходимость; ответственными могут стать крестные родители, т.е., соответствующие люди, способные выполнить это обещание). Ничего не делать ради уважения будущего выбора ребенка – на самом деле есть принятие решения: решения о том, чтобы не воспитывать его по-христиански. Кроме того, необходимо напомнить, что здесь нейтральность является невозможной, и в практике это представляет собой не что иное, как маскировку релятивизма. И, разумеется, у молодых супругов появляется отрицательная концепция воспитания, если они отождествляют это с навязыванием. Всё это объясняет, что Церковь установила крещение как моральное обязательство, обязывающее крестить новорожденных детей спустя несколько недель после рождения.
 
Но так как ответственность лежит на родителях, никто не может брать ее на себя без их согласия. Даже бабушка. Единственное, что бабушка должна сделать – это попытаться убедить родителей, чтобы они осознали свои обязательства и выполняли их. Впереди есть время. Все это так, если нет угрозы смерти для ребенка, в таком случае его вечное счастье является важнее всех других соображений. Поэтому священник спросил, был ли здоров младенец.
 
В случае если была бы опасность смерти для ребенка, тогда и только тогда Лидия была бы вправе крестить своего племянника. Она знала, что могла, но, кажется, не учла того, что одно дело, когда ты можешь что-то сделать и другое дело – когда должен. Полномочие крестить имеет каждый человек, включая некрещеного, если он совершает знамение креста с намерением крещения, но в обычных условиях нужно принести новорожденного в церковь, для того, чтобы там его крестил священник или дьякон: они являются обычными служителями. Остальные – лишь чрезвычайными служителями в крещении, и должны совершать таинство крещения только в особых случаях, истинных случаях такой необходимости.
 
То же самое относится и к обряду. Важно то, что упомянула Лидия: должна использоваться вода (обыкновенная вода). Эта вода должна быть полита на голову младенца три раза, должны быть произнесены слова: «Я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Таковы содержание (материя) и форма крещения. Знамение креста не является обязательным для совершения таинства. Но вместе с тем, обряд согласно требнику должен быть более сложным, включающим вещи, которые, хотя и не обязательны для совершения Таинства, но являются очень важными, и украшают праздник подобающим достоинством.
 
(Ответы были представлены не на все сформулированные вопросы – вернитесь к их прочтению и ответьте на них).
 
о. Карлос Лаоз Замарро