100 лет явлениям Девы Марии в Фатиме

Кем был Франсишку Марту, пастушонок, увидевший Деву Марию Фатимскую?

13 мая Папа Франциск посетил Португалию, по случаю столетия явлений Пресвятой Девы Марии в Фатиме. К этому событию были приурочены также канонизации двух из троих детей, видевших Пречистую Деву в 1917 году: Франсишку и Жасинты Марту.

1917 год. Европа находится в состоянии войны. Трое пастушков – Франсишку, Жасинта и Лусия – пасли свое стадо в Кова да Ирия, в двух километрах от Фатимы, когда им явилась «Госпожа, сияющая ярче солнца», держа в своих руках белый Розарий.

Трижды, перед первым явлением Богородицы (из шести в общей сложности), Ангел сообщал детям о будущей благодати Божьей, и призывал их возносить молитвы и жертвы в возмещение за грехи людей. Эти явления навсегда запечатлелись в их сердцах, но они никому о них не рассказывали, кроме своей кузины Лусии, хотя и позднее.

Кем являются двое пастушков, которых Папа Франциск канонизировал 13 мая во время паломничества в Фатиму? Издание «Aleteia» предлагает начать знакомство с ними с Франсишку, о котором многие свидетельствуют, что обрели дары благодати после молитвы о его заступничестве. Вторая часть этого рассказа будет посвящена Жасинте.

Призвание Франсишку

Франсишку был десятым из одиннадцати детей. У него было «образцовое послушание», как утверждали его родители Олимпия и Мануэль Марту. Он был «терпеливым, приветливым, сдержанным и склонным к созерцанию». В играх он вежливо принимал поражение; когда же выигрывал, видя, как его спутники старались вырвать у него победу – уступал без возражений.

У него была склонность к уединению, и его не беспокоило, если другие старались оставить его немного в стороне. По разным свидетельствам, он любил тишину и никогда не искал драки. Этот пастушок любил природу, поэзию и музыку и имел большое сердце.

Во время Своего первого явления 13 мая 1917 года, Дева Мария предсказала ему, что он скоро отправится на Небо, но прежде, должен молиться много «Розариев». Молодой Франсишку делал это до своей смерти 4 апреля 1919 года, когда он умер от испанки, которую воспринял как «безмерный дар», чтобы утешить Христа, «так грустящего из-за множества [людских] грехов», чтобы искупить грехи душ и завоевать Рай – как говорил сам юный пастушок, по словам биографов.

Бельгийский сайт о явлениях в Фатиме передает рассказ людей, присутствующих при последних днях Франсишку:

«Однажды, две дамы беседовали с ним, и спрашивали его о профессии, которую ему больше всего бы хотелось выбрать:

– Ты хочешь стать плотником? – спрашивала одна из них.
– Нет, госпожа – отвечал Франсишку.
– Тогда, солдатом? – спрашивала другая.
– Нет, госпожа – повторял мальчик.
– Возможно, врачом?
– Тоже нет.
– Тогда я знаю, кем бы тебе понравилось стать: священником! Служить Мессу, исповедовать, проповедовать… не так ли?
– Нет, госпожа, я не хочу стать священником – говорил Франсишку.
– Хорошо, тогда кем же ты хочешь стать?
Я ничего не хочу. Я хочу умереть и отправиться на Небеса!

«Это было твердое решение» – признается Антониу, отец Франсишку. За два дня до своей смерти, Франсишку попросил о своем первом Причастии, и сказал своей сестре, маленькой Жасинте: «Сегодня я счастливее тебя, потому что имею Иисуса в своем сердце».

В десять вечера, перед тем, как скончаться, он сказал своей матери: «Смотри мама, этот красивый свет рядом с дверью!» – он произнес это с красивой ангельской улыбкой, без жалоб и страдания. Мальчику было всего 11 лет.  Матерь Божья обещала ему прийти за ним, если он будет много молиться Розарием.

«Он молился им девять раз в день, и приносил героические жертвы», чтобы избегать грехов. Когда у него не осталось сил, чтобы читать его он рассказал об этом матери. Тогда его мать утешила душу своего ребенка, наполненную горечью, сказав ему: «Если ты не можешь читать Розарий губами, произноси его в своем сердце. Пресвятая Дева тоже слышит его и будет в равной мере довольна!».

Останки Франсишку оставались на приходском кладбище до 13 марта 1952 года, когда они были переданы в часовню справа от главного Алтаря Базилики Пресвятой Девы Марии Розария в Фатиме. Их положили прямо напротив останков его младшей сестры Жасинты, погребенной там 1 мая 1951 года, т.е. примерно за год до этого. Рядом с ними 19 февраля 2006 года были помещены останки их кузины, сестры Лусии.

Унижение Франсишку

Маленький Франсишку пережил различные унижения, когда новость о первом явлении Пресвятой Девы разнеслась по деревне Алжустрел, где он жил со своей семьей. В школе над смеялись; даже его учитель, который не верил в Бога, обвинял его в том, что он был «лжепровидцем».

Но Франсишку никогда не жаловался, он сносил все унижения, словесные и физические, не говоря ни слова, вплоть до того, что его родители никогда не знали об этом. «Вы будете много страдать, но благодать Божья будет Вашим утешением» – предупреждала Дева Мария трех пастушков.
 
Его награда на земле

17 лет спустя после паломничества Иоанна Павла II в Фатиму в мае 2000 года, когда были беатифицированы Франсишку и Жасинта (через 48 лет после начала процесса), Папа Франциск также посетил это место, чтобы отпраздновать столетие Фатимских явлений и провести их канонизацию, которая сделала Франсишку и Жасинту первыми детьми, братом и сестрой, которые стали святыми вместе, не будучи мучениками, и открыло тем самым путь для беатификации и других детей, умерших подобным образом.

Первым чудом по их заступничеству, выбранным для беатификации, является исцеление Марии Эмилии Сантуш из Лейрии (Португалия), произошедшее 25 марта 1987 года. Эта парализованная вновь обрела возможность ходить после молитвы Святого Розария во время реколлекций для больных в Фатиме. Вторым чудом, выбранным для их канонизации является исцеление португальского ребенка, Фелипе Моура Маркеша, жившего в Швейцарии – диабетика от рождения (диабет 1 типа), считавшегося неизлечимо больным.

Лусия, двоюродная сестра Жасинты и Франсишку, также бывшая свидетельницей явлений, тоже сможет быть беатифицирована и затем канонизирована, но ее смерть произошла позднее. Поэтому и процедура также проходит в более поздние сроки. Тем не менее, епархиальный этап ее беатификации уже официально завершился.

 

По материалам: Aleteia

 

Кем была Жасинта Марту, пастушка, увидевшая Деву Марию Фатимскую?

13 мая Папа Франциск посетил Португалию, по случаю столетия явлений Пресвятой Девы Марии в Фатиме. К этому событию были приурочены также канонизации двух из троих детей, видевших Пречистую Деву в 1917 году: Франсишку и Жасинты Марту.

После первой части, в которой мы говорили о Святом Франсишку, который чувствовал призвание молиться и утешать Господа и Пресвятую Деву за грехи людей, предлагаем вам вслед за изданием «Aleteia»  познакомиться поближе с его младшей сестрой, Святой Жасинтой, чьим единственным беспокойством было обращение грешников и удаление душ от ада. Лусия, их двоюродная сестра, говорила с Пресвятой Девой во время явлений; Франсишку видел, но ничего не понимал; Жасинта же, в свою очередь не говорила, но видела и всё понимала.

Призвание Жасинты

Жасинта была младшей среди Марту, родившись через два года после своего брата Франсишку. В 1917 году, так же, как и ее брат, она не умела читать и еще не принимала первого Причастия. По словам ее кузины Лусии, Жасинта была живой и радостной девочкой, очень искренней и восприимчивой, но немного ворчливой, и хватало немного, чтобы рассердить ее.

Но, так же, как и у Франсишку, у нее было определенное духовное спокойствие, чем она была обязана атмосфере великой веры, царившей в их семье. Во всех ее действиях, казалось, можно было различить присутствие Бога и Пречистой Девы.

В горах, будучи укрытыми от взглядов, Жасинте и Франсишку нравилось громко повторять Их Имена. Франсишку даже читал «Радуйся, Мария» ветрам, внимательно заботясь о том, чтобы отзвуки каждого слова были прекрасно слышны.

Именно Жасинте, как позднее утверждала Лусия, Пресвятая Дева передала «огромное изобилие благодатей» и «лучшее понимание Бога и добродетелей».

Лусия изображает портрет своей кузины, как кого-то «с чистым сердцем» – сообщает итальянский портал о святых. Ее глаза говорили о Боге, и она была неутолима по части «жертв и [телесных] умерщвлений».

Так же, как и в сердце Франсишку, в сердце Жасинты хорошо запечатлелись слова, сказанные Девой Марией во время четвертого из шести явлений: «Молитесь, много молитесь, и приносите жертвы за грешников». Она повторяла эти слова всякий раз, когда лишала себя воды или питья, или подвергалась насмешкам и дурному обращению.

Жасинта всегда повторяла: «Я так люблю Господа и Деву Марию, что не устаю говорить им об этом». И непрестанно тихонько напевала: «Сладчайшее Сердце Марии, будь моим спасением! Непорочное Сердце Марии, обрати грешников, спаси души из ада».

Как и во Франсишку и Лусии, обещания Богородицы непрестанно раздавались внутри Жасинты: «Вы будете много страдать, но благодать Божья будет вашим утешением».

«Чудо» из гроба

Как и ее брат Франсишку, Жасинта не жила долго. В 1918 году, в то же время, когда и он, она заболела испанкой, но умерла за год до него, спустя долгий месяц агонии. В это время, Пречистая Дева трижды являлась им: «Мама! (…) Неужели ты не видишь Нашу Госпожу из Кова да Ирия?» – воскликнула она однажды.

Жасинта умерла в одиночестве 20 февраля 1920 года, как ей и предсказывала Пресвятая Дева в одном из явлений: «Наша Госпожа пришла повидать нас и сказала, что скоро придет за Франсишку, чтобы отвести его на Небо. Меня же она спросила, хочу ли я еще обратить больше грешников. Я сказала ей, что да» – расскажет позднее ее взволнованная кузина. Это было не для того, чтобы исцелить ее, но чтобы она страдала еще больше «в возмещение за обиды, нанесенные Непорочному Сердцу Марии».

Жасинта умерла в одиночестве, но без страха, поскольку Пресвятая Дева пообещала прийти за ней, «чтобы отвести на Небеса».

Гроб маленькой пастушки  был установлен в церкви Ангелов. И, странное дело, через три дня после ее кончины, рассказывают, что ее тело источало запах цветов, что было совершенно удивительно после того, как оно находилось на открытом воздухе, и с учетом болезни гноящегося характера. Никто не мог этого объяснить. Кроме того, губы и щеки Жасинты сохранили красивый розоватый оттенок, так, словно она еще была жива.

12 сентября 1935 года, останки Жасинты были перенесены из Вила Нова ди Орен в Фатиму. Когда гроб был открыт, присутствующие смогли увидеть, что ее лицо осталось нетронутым. Оно оставалось таким же и во время окончательной эксгумации в базилике 1 мая 1951 года.

Фотография с лицом Жасинты была отправлена Лусии, которая в свою очередь отправила ее Епископу Лейрии, монсеньору Жозе Алвешу Коррейя, поделившись с ним в письме своим желанием, чтобы однажды Господь любезно даровал ей «ореол святости, по величайшей славе Пресвятой Девы».

После этого, португальский епископ попросил Лусию написать всё, что она знала о жизни Жасинты. Написанное Лусией составило первую из шести частей ее «Воспоминаний», опубликованных в 1935 году.

Ее награда на земле

17 лет спустя после паломничества Иоанна Павла II в Фатиму в мае 2000 года, когда были беатифицированы Франсишку и Жасинта (через 48 лет после начала процесса), Папа Франциск также посетил это место, чтобы отпраздновать столетие Фатимских явлений и провести их канонизацию, которая сделала Франсишку и Жасинту первыми детьми, братом и сестрой, которые стали святыми вместе, не будучи мучениками, и открыло тем самым путь для беатификации и других детей, умерших подобным образом.

Первым чудом по их заступничеству, выбранным для беатификации, является исцеление Марии Эмилии Сантуш из Лейрии (Португалия), произошедшее 25 марта 1987 года. Эта парализованная вновь обрела возможность ходить после молитвы Святого Розария во время реколлекций для больных в Фатиме. Вторым чудом, выбранным для их канонизации является исцеление португальского ребенка, Фелипе Моура Маркеша, жившего в Швейцарии – диабетика от рождения (диабет 1 типа), считавшегося неизлечимо больным.

Лусия, двоюродная сестра Жасинты и Франсишку, также бывшая свидетельницей явлений, тоже сможет быть беатифицирована и затем канонизирована, но ее смерть произошла позднее. Поэтому и процедура также проходит в более поздние сроки. Тем не менее, епархиальный этап ее беатификации уже официально завершился.

 

По материалам: Aleteia

Меню